Целью создания любой организации является преобразование ресурсов для получения конечного результата.
Характерным для организации свойством является иерархическая структура, которая должна быть достаточно стабильной, вместе с тем достаточно гибкой и изменяться с учетом влияния внешней среды (законов, норм и правил), определяющих порядок взаимоотношений между управляющей и управляемой подсистемами и внутренних переменных организаций (организационной структуры).
Организационная структура определяет соотношения, взаимоподчиненность между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, и отражает порядок взаимосвязи подразделений.
Структурным подразделением называют коллектив сотрудников, которые, используя технологии (любое средство, при помощи которого входящие в производство элементы преобразуются в промежуточные или конечные результаты), выполняют функции родственного характера.
Организационная структура отличается от производственной структуры, которая включает элементы системы и их связи, обусловленные характером разделения труда в организации направленным на преобразование ресурсов на создаваемую продукцию (услуги).
|
|
Деятельность, связанная с созданием, функционированием, развитием и совершенствованием производственных процессов организации и рациональным управлением ими, относится к производственному менеджменту. Производственный менеджмент нужно рассматривать как непрерывный циклический процесс, один цикл которого охватывает жизненный цикл технологии от его появления до стадии зрелости и ликвидации (гл. …..).
Производственному менеджменту присущи как общие принципы и закономерности, так и отраслевые отличия и особенности, обусловленные видом деятельности, масштабом и структурой организации.
По видам деятельности телекоммуникационные организации относятся к сфере информационных технологий и оказанию услуг по обработке и передаче информации (гл. ….). По масштабам (по размеру) они могут быть крупными, средними и малыми.
Наиболее крупные телекоммуникационные организации – федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) «Почта России», «Российские телерадиовещательные сети», «Космическая связь», а также открытые и закрытые акционерные общества ОАО, ЗАО, ООО, например межрегиональные телекомпании (МРТ) – Северо-Западный Телеком, Центр Телеком, Южный Телеком, Волга-Телеком, Сибирь-Телеком, Уралсвязьинформ, Дальсвязь и др.
В телекоммуникационной сфере широко используются и различные виды объединенной организации.
Наиболее распространенные формы объединений:
|
|
концерн – промышленное объединение юридических лиц вертикального и горизонтального типа на основе патентов, финансовых соглашений;
трест – объединение независимых компаний в одну с главной компанией, вертикального или горизонтального типа, участники которого могут принадлежать материнской компании;
холдинг – трест, имеющий решающий пакет акций по дочерним организациям, занимающийся контролем за входящими в него предприятиями. Например, «Связьинвест»;
транснациональная корпорация (ТНК) – объединение, основанное на кооперации многих предприятий, расположенных в разных странах и имеющих единый титул собственности на средства производства;
смешанная компания – совместное предприятие, образованное в стране одного из учредителей в форме концернов, трестов путем слияния активов фирм из разных стран и выпуска акций от имени новой компании.
Производственная система любого типа включает пять основных ресурсов, которые в производственном менеджменте получили название 5 Р’s: персонал (People), заводы (Plants), материалы и комплектующие (Parts), процессы (Processes) и системы планирования и контроля (Planning and Control Systems).
В телекоммуникационной отрасли персонал – работники, занятые предоставлением услуг.
Заводы. Это производственные и сервисные подразделения организации, создающие или предоставляющие товары и услуги, т. е. операторы телекоммуникации, оснащенные коммутационным, каналообразующим и линейным оборудованием и сооружениями, необходимыми для преобразования поступающей информации в форму, пригодную для передачи по каналам связи.
В области телекоммуникации производственное преобразование, понимаемое как предоставление услуги, есть передача информации в пространстве с сохранением ее потребительских свойств (конечный полезный эффект процесса передачи информации, который потребляется в личной, производственной и непроизводственной сферах).
Материалы и комплектующие. Так как услуги связи не имеют вещественной формы и в производственном процессе осуществляется только преобразование электрических сигналов для передачи их в пункт назначения, материалы и комплектующие у операторов связи – это запасные части и приборы, необходимые для поддержания работоспособности технологического оборудования и сооружений и применяемые для организации процессов предоставления услуг. Эти процессы, как правило, не заканчиваются у отдельно взятого оператора, поэтому для передачи сообщения от отправителя до получателя необходимо сетевое взаимодействие операторов в реальном времени.
Система планирования и контроля. Включает процедуры, используемые в производственной системе для обеспечения ее работоспособности. Автоматизированный технологический контроль в основном заключается в наблюдении за работой оборудования и его восстановления в случае отказа или изменения параметров от установленных стандартов.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации осуществляется в соответствии с действующей нормативно-правовой документацией и уставом предприятия.
Производственный менеджмент осуществляется в контексте общего функционирования организации и в соответствии с ее организационной структурой, которая отражает порядок взаимосвязи структурных подразделений.
Наиболее распространенной в организациях телекоммуникации является линейно-функциональная, или линейно-штабная организационная структура.
Процессы в любой организации делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся процессы, связанные с обработкой и передачей информации, т. е. оказанием услуг связи. Вспомогательные процессы связаны с управленческими функциями (планированием, финансированием, маркетингом, ценообразованием и др.) и ресурсным обеспечением (кадры, материалы, финансы и др.).Основные процессы протекают в линейных подразделениях, называемых цехами, участками, а вспомогательные – в функциональных (штабных) отделах и службах.
|
|
На рис. 1.3 приводится линейно-функциональная (штабная) структура.
Рис. 1.3. Линейно-функциональная структура
Преимуществом такой структуры является четкое разграничение ответственности, компетентности и простота контроля. Недостатком увеличение численности управленческого персонала, опасность конфликтов между функциональными и линейными структурами.
Вертикальный рост организации усиливает недостатки линейно-штабной структуры, что приводит к снижению эффективности функционирования организаций.
Реструктуризация организации телекоммуникации, создание межрегиональных телекоммуникационных компаний МРК, в состав которых входят филиалы, а в филиалы – узлы электросвязи и другие структурные подразделения, способствовали применению дивизионной структуры (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Дивизионная структура
Такую структуру целесообразно применять в много профильных организациях или в организациях, осуществляющих сложные инновационные проекты (научно-исследовательских, конструкторско-технологических, проектных), а также с филиалами и отделениями в различных регионах страны («Почта России», «Российские телерадиовещательные сети», «Межрегиональные телекоммуникационные компании»).
Демонополизация и либерализация в области телекоммуникации, появление новых организаций породили конкурентную среду, выживание в которой представляет сложную задачу.
Современные системы управления организациями позволяют управлять не только сетями и предприятиями, но также услугами и бизнесом с позиций концепции TMN (Telecommunication Managemet Network – телекоммуникационная сеть управления).
Основными задачами с являются управление сетями связи и взаимодействие с сетями других операторов. Общая архитектура TMN имеет три составляющих:
|
|
функциональная – описывает распределение функции между элементами TMN в целях создания систем любой сложности;
информационная – основана на объективно-ориентированном подходе и дает способы реализации управления и взаимодействия открытых систем;
физическая – описывает реализуемые интерфейсы (средства взаимодействия между объектами) и другие вещественные элементы (технические средства), которые образуют TMN.
С учетом сложности управления системой связи функции управления сетью в TMN разделяются на четыре уровня, или подсистемы, управления:
бизнесом (BMS);
услугами (SMS);
сетью (NMS);
элементами сети (EMS).
Каждый уровень ограничивает набор задач управления в соответствии со своим рангом. Каждая подсистема управления выполняет свои функции.