Тема 9. 4 страница

2. Аникин А. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил. // Воен.-эконом. журнал. –1994, №11. - с. 73-74.

3. Гаврилов А. Г., Новиков 0. И. Военная экология: сущность и задачи.// Военная мысль. – 1993, № 6. -с. 39-42.

4. Лопатин С. А., Иванченко А. В., Разувалов Р. Ф. Системы профилактического и экологического обеспечения Вооружённых Сил // ВМЖ, -1998, № 4. - с. 57-60.

5. Кондратьев К. Экология и политика. СПб: Изд. РАН. - 1993.

6. Кошелев Я. А., Лопатин С. А., Терентьев Л. П. Методологические и методические проблемы системы организации санитарно-гигиенического обеспечения войск. // ВМЖ. –1992, № 8. - с. 37-40.

7. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19. 04. 91 № 1034-11.

8. Медицинские проблемы экологии (сборник). М./Н.Новгород. - 1992.

9. Вронский А. Прикладная экология. Ростов н/Д. -1996.

10. Общая и военная гигиена (под ред. проф. Б.И. Жолуса). – СПБ: ВМА. – 1998.

11. Директива начальника ГВМУ МО РФ № 161/ДМ-2 от 12. 01. 98г. «О первоочеред­ных природоохранительных мероприятиях в военно-медицинских частях и учреждениях центрального подчинения».

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

На основании указанной литературы и приведенного учебного материала:

- Усвоить понятие «Экология» и «военная экология».

- Изучить цели, предмет и методы военной экологии.

- Изучить основные критерии и связь экологического и профилактического обеспечения ВС РФ в мирное и военное время.

- Усвоить роль гигиенических мероприятий в системе экологического обеспечения войск.

- Получить представление об опасных и вредных факторах среды обитания и их воздействии на организм.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

ВВЕДЕНИЕ.

ЭКОЛОГИЯ (от греч. ойкос – дом, жилище, домашнее хозяйство) - раздел биологии, наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей их средой, о круговороте веществ и потоках энергии, делающих возможной жизнь на Земле (цит. Окружающая среда: Энциклопедический словарь справочник. М.: Изд-во «Прогресс». - 1993).

Объектом изучения, как экологии, так и гигиены является система «человек – среда обитания», которую не без основания объединяют в единое по­нятие «антропологической системы» и эпицентром которой остаётся человек, коллективы людей, их здоровье с учётом взаимодействующих факторов природной и социальной среды жизнеобеспечения.

Развитие земной цивилизации, высокие темпы НТП приводят к настолько быстрому изменению окружающей среды в плане её загрязнения, что организм человека не успевает по своей биологической природе адаптироваться к новым условиям существования.

Региональное изменение окружающей среды может носить «взрывной» харак­тер (вследствие аварий, катастроф или стихийных бедствий) или постепенное глобальное (результат антропогенного воздействия в виде хозяйственной, производственной и других видов деятельности человека).

В настоящее время чрезвычайно актуальными для решения стали такие проблемы как достижение экологической безопасности жизнедеятельности человека и общества, обеспечение экологически устойчивого развития государства, экономия энергоресурсов и др.

На современном уровне развития общества его Вооруженные Силы являются, с одной стороны, объектом, нуждающимся в защите от вредного воздействия факторов окружающей среды, а с другой потенциальным источником ухудшения экологической обстановка. В этой связи актуальна проблема обеспечения экологической безопасности деятельности армии и флота.

Деятельность военнослужащих осуществляется в экологической нише, характеризующейся быстро изменяющимися и даже экстремальными параметрами, динамичность которых опережает темп биологического адаптогенеза человека. Показателем адаптации к среде мо­жет служить состояние работоспособности и резистентности орга­низма, а, в конечном счете, – способность организованных коллекти­вов к эффективному выполнению учебных и боевых задач.

УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ВОПРОСЫ.

1. ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И ВОЕННАЯ ГИГИЕНА.

Стремительное нарастание противоречий в системе «человек и общество - окружающая природная среда» в связи с резким усилением антропогенного воздействия на биосферу вызвали к жизни формирование и развитие на основе экологии нового научного направления – соци­альной экологии. На основе исследований, направленных на вскры­тие общих закономерностей взаимодействия человеческого общества и среды (природной, социальной и производственной), социальная экология создает теоретические основы для решения прикладных за­дач по устранению или смягчению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду с целью сохра­нения здоровья населения и человеческой популяции.

В последующем, в рамках социальной экологии выделилась воен­ная экология, исследующая закономерности взаимодействия воинских коллективов с окружающей средой, влияние экологической обстанов­ки на характер деятельности войск, прямое и побочное воздействие военно-промышленного производства на окружающую среду. Специфи­ческим прикладным направлением военной экологии является разра­ботка мер по обеспечению защиты личного состава от неблагоприят­ного влияния различных по продолжительности, сочетанности и ин­тенсивности условий, а также по сохранению здоровья, совершенс­твованию физиологических и психологических возможностей военнослужащих.

Главное связующее звено между экологией и гигиеной – здо­ровье человека, между военной экологией и военной гигиеной – здоровье военнослужащего в связи со средой жизнедеятельности.

В настоящее время общепризнанным является представление об окружающей среде как совокупности элементов (природных, искусс­твенных и социальных), сред (природной, производственной, ис­кусственной, социальной и обитания), факторов (биотических и абиотических), компонентов (воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и др.).

Деление элементов окружающей среды на природные, искусствен­ные и социальные является относительным, так как природные вмес­те с искусственными элементами действуют на человека в опреде­ленных социальных условиях, будучи нередко существенно изменен­ными в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.

Военная экология представляет собой самостоятельное научное направление со свойственными ему специфическими прикладными задачами.

Исходя из специфики взаимодействия воинских коллективов с нормальной и экстремальной окружающей средой, необходимости обеспечения защиты личного состава и сохранения здоровья, совер­шенствования физических и психологических возможностей военнос­лужащих, к числу задач военной экологии можно отнести обеспече­ние сохранения здоровья и заданного уровня военно-профессиональной работоспособности (боеспособности) военнослужащих в реальных условиях учебно-боевой деятельности, что во многом совпадает с задачей, решаемой гигиеной труда военных специалистов.

Другим специфическим направлением военно-экологических исследований является оценка воздействия военно-промышленного про­изводства на окружающую среду. Накопление запасов оружия и ава­рийные ситуации, связанные с его производством, транспортиров­кой, испытанием и хранением, создают потенциальную и вполне ре­альную угрозу окружающей среде. С началом боевых действий влия­ние на нее резко возрастает, что в свою очередь усиливает небла­гоприятное воздействие на человека. Несомненно, что эти вопросы входят в сферу интересов военной коммунальной гигиены.

Цель военной экологии как науки и соответствующей ей прикладной сферы – достижение экологически безопасной деятельности.

Объект военной экологииокружающая среда, находящаяся в сфере деятельности воинских контингентов (естественные экологические системы – земля, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и другая расти­тельность, животный мир, включая человека); вооружение и военная техника, военные объекты, жилые городки и гарнизоны, полигоны, районы боевой подготовки и иной деятельности войск и сил флота, а также военнослужащий и воинские коллективы.

Предмет военной экологии – закономерности взаимодействия во­еннослужащего и воинских коллективов с окружающей средой, влия­ния вооружения и военной техники на среду.

К числу основных методов военной экологии относится экологи­ческая диагностика, использующая инструментально-лабораторный, экспериментальный, математико-статистический и другие методы исследования.

В настоящее время военная экология находится в стадии становления и развития. Разработаны концептуальные основы военной экологии, утверждена концепция экологического обеспечения ВС РФ, в рамках которой решаются прикладные задачи по достижению экологически безопасной деятельности армии и флота.

2. СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, СОСТОЯНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ развитие общества так же, как и эффективная деятельность Вооруженных Сил зависит от уровня здоровья населе­ния и состояния окружающей природ­ной среды (ОПС). Если медицинское (профилактическое) обеспечение здоро­вья военнослужащих имеет давнюю ис­торию, то экологическое стало создавать­ся с 1992 г. В настоящее время идет апробация его теоретических положении и практических направлений.

Экологическое обеспечение в ВС РФ представляет собой систему правовых, организационно-штатных, организационных, технических, хозяйственных, медицинских, научно-прикладных и других мероприя­тий, осуществляемых ВС РФ в мирное и военное время, направленных на охрану и восстановление природной среды в ходе деятельности ВС РФ и обеспечение решения задач армии и флота в повседневных и экстремальных условиях учебно-боевой деятельности.

Целью экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ является достижение, во-первых, экологический безопасности их деятельности, защита личного состава, подвергаемого воздействию природных и антропогенных факторов, включая факторы войс­кового происхождения. Первая часть цели, состоящая в охра­не и в восстановлении природной среды в холе деятельности Вооруженных Сил, зафиксирована в Концепции экологичес­кого обеспечения ВС РФ (1992) и под­тверждена Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды, другая часть — сохранение работо­способности личного состава в условиях воздействия неблагоприятных антропогенных и природных факторов – требует разъяснений, регламентирована Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» (99). Целенаправленное наблюде­ние за здоровьем военнослужащих, как части населения, определение причин и условий его ухудшения, разработка оз­доровительных мероприятий возложены на органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том чис­ле, на санэпидучреждения МО РФ.

Защиту личного состава от воздей­ствия экстремальных факторов целесо­образно рассматривать, как подцель эко­логического обеспечения, подцелью же профилактического обеспечения является контроль зашиты ОПС (см. рис. 1).

 
 

Рис. 1 Основные критерии и связь систем экологического и профилактического обеспечения Вооруженных Сил

В концепции экологи­ческого обеспечения ВС РФ среди объек­тов, подлежащих охране, названы естественные экосистемы: земля, ее недра. растительность, животный мир, а также важнейшие элементы Вооруженных Сил: личный состав, вооружение, военная тех­ника и т. п. Основополагающим принципом экологического обеспечения в мирное время является принцип сохранения и укрепления здоровья че­ловека.

Объект и предмет ответственности определяют и формируют направления деятельности, которые разрабатываются в профилактическом обеспечении и которые еще не в полной мере нашли отражение в Концепции экологическо­го обеспечения ВС РФ. Их можно объединить в четыре группы: монито­ринг, диагностика, нормирование и вос­питание.

Приоритетным объектом наблюдения в системе профилактических мероприятий является организм человека, его здоровье.

Таким образом, экологическое и профилактическое обеспечение (см. схему) функционируют как две равные и относительно независимые системы. Самостоятельность их существования определяется различием предмета ис­следования с ведомственными границами. Дальнейшее развитие методологических и информационных связей между двумя системами позволит об­мениваться данными о состоянии окружающей природной среды, об уров­не здоровья человека, будет способство­вать улучшению экологической и сани­тарной обстановки в Вооруженных Силах РФ.

Мероприятия по защите воинских коллективов от неблагоприятного действия факторов окружающей среды (природной, социальной и производственной) и предупреждению загрязнения природной среды осуществляются в армии и на флоте командованием, службами тыла, службой радиационно-химической и биологической защиты и меди­цинской службой.

1. Правовые мероприятия. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 42) «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонару­шением». Одновременно с этим, статья 58 предусматривает, что граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Выполнение положений Конституции и Законов РФ воен­нослужащими является требованием воинской присяги и общих обя­занностей, регламентированных Уставами ВС РФ.

Обязанности военнослужащих по охране природной среды опреде­лены, в частности, Уставом внутренней службы ВС РФ. В нем указа­но, что каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности.

Законодательством военнослужащие наделены правами, обязан­ностями и к ним применяются меры ответственности как к гражданам РФ. Дисциплинарную ответственность за экологические правонаруше­ния военнослужащие несут в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС.

Предусмотренные Законом об охране окружающей природной среды в РФ, экологические требования к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов относятся к любым военным и оборонным объектам независимо от их ведомственной подчиненнос­ти, причем эти требования распространяются на все виды военной деятельности на территории РФ, за исключением особых ситуаций, когда они осуществляются в военное время или на территориях, где соответствующим высшим органом власти объявлено военное или чрезвычайное положение (при стихийных бедствиях, военных действиях и др.)

В последние годы МО РФ разработаны рядом документов правовые основы проведения природоохранных мероприятий в ВС РФ (директива начальника Генерального штаба ВС РФ № ДГШ-31 от 1995 г., и заместителя министра обороны - начальника Тыла ВС РФ № ДТ-5, 1995 г. директива начальника ГБМУ МО РФ № 161/ДМ-2, 1998 г. и др.).

Директива № 161/ДМ-2 обязывает начальников военно-медицинских частей и учреждений центрального подчи­нения:

- провести анализ случаев нарушение природоохранного законодательства и принять меры по их устранению, назначить ответственных лиц за организацию природоохранной работы в подчиненных частях и учреждениях;

- ускорить разработку, согласование и утверждение соответствующими территориальными природоохранными органами «нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов»;

- оформить в территори­альных природоохранных органах разре­шение на природопользование (спецводопользование, землепользование, лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ размещение отходов);

- усилить работу по экологическому воспитанию и обучению военнослужащих и гражданского персонала; ежегодно планировать и обеспечивать выполнение мероприя­тий по охране природной среды и рациональному использованию «природных ресурсов;

- о выполненных мероприятиях докладывать ежегодно за текущий год к 15 декабря.

2. Организационно-штатные мероприятия. В настоящее время в ВС РФ созданы и функционируют центральные природохранные органы Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ, экологи­ческие центры МО РФ, призванные координировать научную деятель­ность и решение практических задач в области военной экологии. В видах ВС РФ, в главных и центральных управлениях МО РФ, в окру­гах, группах войск и на флотах сформированы инспекции охраны природной среды и другие штатные структуры.

Эти инспекции осуществляют ведомственный контроль исполнения законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов в воинских частях и на военных объектах. Они вправе вносить в органы военного управления предложения о запре­щении или приостановлении эксплуатации коммунальных сооружений, производственных и других объектов, о привлечении к ответствен­ности должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях.

Военно-медицинская служба имеет в своих санитарно-эпидемиологических учреждениях подразделения, выполняющие функцию конт­роля охраны окружающей природной и производственной среды. Основную работу по соблюдению экологических требований осущест­вляют специалисты гигиенического профиля (гигиенисты, токсиколо­ги, радиологи и другие). Благодаря их деятельности, в Вооруженных Силах РФ сложилась и действует система контроля санитарного состояния территории, водных объектов, включая водоисточники, мест захоронения отходов и т. д.

Комплекс организационных мер включает: подготовку официальных документов, разработку планов-графиков проведения экологической паспортизации объектов, организацию и обустройство военных городков, зон санитарной ох­раны источников водоснабжения и района морского водопользования, курортных, лечебно-оздоровительных зон, а также организацию эко­логического мониторинга, экологического воспитания и образования военнослужащих и членов их семей.

Командованием ВС РФ принят ряд официальных документов, рег­ламентирующих санитарные правила и гигиенические требования к охране окружающей природной среды в ВС, условия водоснабжения, питания, режим труда и отдыха, обращение с радиоактивными и ток­сическими химическими веществами. Этими документами определена ответственность должностных лиц за выполнение санитарных правил. При полном соблюдении всеми военнослужащими и работниками МО РФ регламентированных гигиенических требований может быть достигну­то сохранение и укрепление здоровья военнослужащих и членов их семей.

Организационные мероприятия не ограничиваются только издани­ем документов, а предполагают активные контролирующие и исполни­тельные действия командования, военной общественности и каждого военнослужащего. Чрезвычайно важным является поддержание высокой организованности природоохранных мероприятий в армии и на флоте.

3. Технические и хозяйственные мероприятия. Эффективность при­родоохранных мероприятий в воинских частях, гарнизонах достигает­ся хозяйственными и техническими мерами.

В настоящее время актуальным является внедрение современных технологий и природоохранного оборудования в инфраструктуру во­енных городков. Охрана природной среды предполагает использова­ние в военных гарнизонах технических средств для пылеулавливания и очистки отработавших газов, оборудования для обработки хозяйственно-бытовых и технических сточных вод, мусороперерабатывающих ус­тановок, оборудования полигонов для утилизации бытовых, произ­водственных, токсических отходов и др.

Чрезвычайно важной проблемой в армии и на флоте является обеспечение природоохранных органов современным лабораторным и компьютерным оборудованием, позволяющим осуществлять экологичес­кий мониторинг на локальном и региональном уровнях.

Решение технических аспектов охраны природной среды возлага­ется на соответствующие службы, а специалисты-экологи и врачи санитарно-эпидемиологических учреждений осуществляют экологичес­кий, предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологический надзор за эффективностью природоохранной деятельности в гарнизоне.

3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВС РФ.

В осуществлении экологического обеспечения, наряду с командованием, службами тыла, службой радиационно-химической и биологической защиты (РХБЗ), принимают участие различные специалисты медицинской службы. Особую роль в нём играют врачи-гигиенисты.

Основными формами деятельности специалистов гигиенического профиля медицинской службы армии и флота в экологическом обеспе­чении можно считать:

- гигиенический анализ здоровья и заболеваемости военнослу­жащих;

- санитарно-эпидемиологический надзор за природоохранными мероприятиями в частях, соединениях и т. д.;

- гигиеническое нормирование факторов среды учебно-боевой повседневной деятельности военнослужащих;

- гигиеническое воспитание военнослужащих и членов их семей;

- мероприятия по адаптации организма военнослужащих и экс­тренной профилактике нарушения здоровья при повседневной дея­тельности и в экстремальных условиях.

Перечисленные мероприятия являются основными формами дея­тельности специалистов научно-исследовательских учреждений МО РФ, санитарно-эпидемиологических учреждений, а также войскового (корабельного) звена медицинской службы армии и флота.

В перспективе интеграция усилий военных экологов и военных гигиенистов в процессе экологического обеспечения деятельности ВС будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- экологическая и гигиеническая диагностика;

- экологическое и гигиеническое нормирование;

- экологическая экспертиза военного природопользования;

- экологическое страхование;

- экологическое и гигиеническое воспитание.

1. Экологическая и гигиеническая диагностика.

Система действий и мышления специалистов (экологов и гигиенистов), направленная на своевременное выявление неблагоприятных изменений в состоянии динамического равновесия между значениями факторов окружающей среды и здоровьем населения (человеческой популяции), позволяет установить диагноз состояния среды и организма человека для при­нятия соответствующих профилактических или восстановительных мер.

Экологическая диагностика предусматривает ответы на вопросы: влияет или не влияет деятельность Вооруженных Сил на ОПС и здоровье человека, и если влияет, то в какой степени?

Общей характеристикой экологической и гигиенической диагностики явля­ется установление причинно-следственных связей изменения здо­ровья соответственно экосистемы и человека, причем для экодиагностики представляет интерес изменение здоровья человека как элемента экосистемы. Поэтому можно констатировать, что гигиени­ческая диагностика является элементом экодиагностики, так как человек представляет собой один из объектов экологии.

Экологическая диагностика может осуществляться на нескольких уровнях организации системы экологической безопасности страны. Если на локальном уровне она нацелена на эффективный и непрерыв­ный контроль соблюдения экологических и гигиенических требо­ваний к качеству окружающей среды, то на региональном уровне бо­лее значимым становится оценка долгосрочных кумулятивных эффек­тов антропогенного воздействия на природные комплексы и выявле­ние признаков угрозы экосистемам глобального или континентально­го уровня.

Важнейшими элементами эко- и гигиенической диагностики является непрерывный мониторинг состояния окружающей среды (качест­венный и количественный анализ), здоровья человека (группы, по­пуляции людей) на основе компьютеризации системы сбора, анализа данных и выработки механизмов управления элементами этой систе­мы. Приоритетными являются инструментальные автоматизированные методы физико-химического анализа. Биотесты выполняют вспомога­тельную функцию по выявлению, прежде всего, долгосрочных кумуля­тивных эффектов, используются при оценке интегральных параметров риска, обусловленного неопределенными факторами химического или физического воздействия, а также при оценке общей интегральной антропогенной нагрузки на среду.

В настоящее время экологическая диагностика в стране осу­ществляется в виде общегосударственной системы наблюдения и контроля (ОГСНК) за физическими, химическими, гидробиологическими параметрами окружающей среды. В ВС РФ она предусматривает осуществление мониторинга за качеством окружающей среды с пас­портизацией источников загрязнения, разработку критериев оценки экологического состояния военных городков и полигонов, прогнози­рование риска для здоровья военнослужащих и окружающей среды.

2. Экологическое и гигиеническое нормирование.

Единая цель та­кого нормирования – исключение опасного и ограничение вредного воздействия (химического, физического и биологического ) на окру­жающую среду. В настоящее время наиболее аргументированными и экспериментально обоснованными (в том числе для использования в ВС РФ) являются гигиенические регламенты, учитывающие риск воз­действия на здоровье человека окружающей среды. Одной из проблем регламентации допустимого воздействия вредных факторов на чело­века и окружающую среду является научное обоснование соответс­твия гигиенических нормативов экологическим.

Гигиенические нормативы – это уровни состояния окружающей среды, значения ее химических, физических и биологических факто­ров, размеров санитарных и защитных зон, ориентированных на сох­ранение здоровья человека.

Гигиенические нормативы реализованы в официальных государс­твенных (ГОСТах, Технических условиях, Строительных нормах и правилах, Санитарных правилах и нормах), ведомственных (Ведомс­твенных строительных нормах и правилах), отраслевых (ОСТах) и других документах.

Экологические – это класс нормативов уровней физического, химического и биологического воздействия на окружающую среду. Они включают регламенты выбросов, сбросов вредных веществ, ус­танавливают требования к стационарным или передвижным источникам загрязнения.

В отличие от гигиенических нормативов, которые действуют на всей территории России, экологические являются ведомственной собственностью министерства, предприятия или отдельного объекта.

В соответствии с классическими представлениями, экологичес­кое нормирование представляет собой научно-исследовательскую и нормативно-правовую деятельность по теоретическому и методичес­кому обоснованию критериев качества окружающей среды, состояния экосистем и их основных компонентов, разработке и утверждению регламентов и нормативов допустимых антропогенных воздействий применительно ко всем основным формам хозяйственной деятельнос­ти. В настоящее время этой категории природоохранного регулиро­вания соответствуют нормативы ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ), временно согласованных выбросов (ВСВ) или сбросов (ВСС) и другие регламенты (например, временные квоты на промысел). К этой же категории нормативов относятся технологи­ческие, строительные и градостроительные правила.

Профилактическое (гигиеническое) нормирование, регулируя влияние внешних факторов на здоровье военнослужащего, является обязательным элементом гигиенической диагностики. Принципы профилактичес­кого нормирования (гарантийность, комплексность, ди­намичность и др.) применимы и для решения проблем охраны ОПС, то есть для целей экологического нормирования. Однако, учитывая различие в объектах и предмете исследования, экологическому нормированию должны быть присущи свои принципы.

Принцип эссенциальности предпола­гает наличие и использование собствен­ных нормативов, отвечающих задачам экологии, обеспечивающих надежную защиту ОПС и защиту людей от ее не­благоприятного влияния. Для разработ­ки таких нормативов необходимо при­нятие общегосударственных и даже межгосударственных программ.

Принцип приоритетности предус­матривает подчиненность других принципов нормирования экологическим. В первую очередь, это касается таких про­филактических принципов, как гарантийность, комплексность, дифференцированность и социально-биологическая сбалансированность. В конечном счете, даже при некотором ухудшении показа­телей качества ОПС использование адек­ватных нормативов позволит восстано­вить и сохранить ее биогеостазис. В цен­тре внимания экологов должны нахо­диться явления и процессы, происходящие в масштабах планеты, сообществ и популяций.

Принцип глобальности в экологичес­ком нормировании обладает бесспорной значимостью.

Принцип «слабого звена» вытекает из общих представлений о существовании в системе ОПС самого уязвимого незащищенного вида или популяции. Например, экосистема хвойного леса больше других растительных сообществ реагирует загрязнение на атмосферного воздуха сернистым газом.

Принцип обязательности исключает рекомендательность, характерную для санитарно-гигиенических нормативов. Необязательность последних видна из неисполнительности организаций и уч­реждений, нарушающих эти нормы, но продолжающих функционировать, пери­одически выплачивая штрафные суммы, как правило, не компенсирующие ущерб, наносимый живой природе. При проек­тировании объектов промышленного, бытового или военного назначения не­обходимо официальное заключение о предполагаемом воздействии на ОПС, о соблюдении нормативов с экономичес­ким обоснованием выгоды их достижения и выполнения.

В Вооруженных Силах реализация принципов экологического нормирова­ния потребует создания собственной программы, не исключающей использо­вание результатов научных исследований, выполняемых в других учреждени­ях и организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: