Проблемы лидерства
Лидерство — это одна из наиболее сложных и неоднозначно трактуемых тем в организационном поведении. Дело в том, что в практике употребления понятия «лидер» и «лидерство» даже в солидных источниках смешиваются почти все смыслы, в каких только можно употреблять эти термины.
Лидер — это и вождь масс в тоталитарно-олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо-демократическом обществе (в веберовском смысле), и менеджер, отвечающий за мотивацию и активность подчиненных, за набор, подготовку работников — за все то, что связано с деятельностью его подчиненных, и просто человек, ведущий за собой других, и передовик, и т.д.
Лидерство — естественный процесс развития межличностных отношений в первичной группе. Формальное лидерство или руководство, основанное на формальной власти и подчинении — это естественный закон построения формальной организации.
Лидерство — это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели.
Лидерство в организации — процесс, связанный с деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической и/или фактической властью в группе, организации. Как уже говорилось, лидеры бывают формальные — их назначают «сверху» — и неформальные — они выбираются самими людьми «снизу». В этом заключается основное различие между лидерством и руководством.
Оптимальным вариантом для организации является, как показывает практика, когда руководитель коллектива выполняет одновременно роли и формального, и неформального лидера.
Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:
- постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия);
- нахождение средств для цели достижения;
- мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения;
- соорганизация — ориентирование усилий на достижение целей;
- формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры.
Механизм лидерства может быть представлен тремя формами.
В формальной группе (организации) лидерство — это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.
В неформальной группе лидерство — фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая:
- вносит вклад в выполнение задач группы;
- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
- воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы);
- представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;
- сглаживает все противоречия в группе.
В социально-психологической сфере — проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.
Из рассмотрения ролей менеджера и лидера сформулировано знаменитое правило: «Менеджер все делает правильно, а лидер делает правильные вещи» (табл. 4).
Таблица 4