ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Любой бизнес начинается с постановки трех ключевых вопросов:
1) каковы должны быть величина и оптимальный остаток активов компании, позволяющие достичь сформулированных руководством целей и задач;
2) где найти источники финансирования, и какое соотношение между источниками финансирования является наиболее рациональным;
3) как организовать текущее и долгосрочное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность, финансовую устойчивость и наиболее рентабельное использование капиталов.
Эти вопросы решаются в рамках финансового раздела бизнес – плана.
Финансовый раздел бизнес-плана предполагает разработку следующих документов:
- план по прибыли и рентабельности;
- анализ точки безубыточности бизнеса и запаса финансовой прочности;
- график движения денежных средств;
- оценка потребности в кредитных ресурсах и график погашения кредита;
- инвестиционный прогноз потребности в капитальных вложениях в основные фонды и оборотные средства с указанием источников финансирования проекта;
|
|
- прогнозный баланс.
3.2.11 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС – ПРОЕКТА
Критериями приемлемости бизнес – проекта для малых предприятий обычно принимаются следующие:
1) срок окупаемости инвестиций не более 2лет;
2) норма доходности (отдачи, рентабельности) собственного капитала не менее 40 %.
Под риском понимается величина неполученной прибыли, снижение рентабельности, внутренней нормы доходности.
Важнейшими группами рисков реализации данного проекта являются следующие.
Риски, относящиеся к общей ситуации в Украине: инфляция, снижение покупательной способности населения и падение платежеспособного спроса.
Меры по снижению риска: проведение маркетинговых исследований рынка, поиск новых рынков, в том числе зарубежных, создание различных каналов товародвижения и сбыта.
К числу неблагоприятных факторов следует отнести тенденцию повышения цен, прежде всего, на энергоресурсы.
Риски организационного периода связаны с возможностью превышения объема инвестиций в основные и оборотные средства и увеличения сроков отдачи на вложенные средства, что приведет к ухудшению показателей экономической эффективности проекта.
Рыночные риски:
- усиление конкуренции за счет вторжения на рынок предприятия конкурентов с продукцией/ услугами по доступным ценам, но лучшего качества, что приведет к снижению доли рынка данного предприятия и падению спроса на его продукцию. Для предупреждения этой группы рисков руководство должно вкладывать больше денег для улучшения качества товара/ услуг, технологии производства, внедрения системы управления качеством;
|
|
– неудовлетворительный сбыт продукции по причине низкого уровня менеджмента и маркетинга на предприятии
- неумения торговать;
- изменение вкусов и предпочтений покупателей.
Риски эксплуатационного периода, то есть периода серийного выпуска продукции /предоставления услуг:
- превышение издержек производства против первоначально заданных;
- удлинение сроков оборачиваемости оборотного капитала (в том числе в связи с неплатежами покупателей) и превышение потребности в оборотных средствах по сравнению с первоначально заданной.
Для сокращения рыночных рисков предприятие должно осваивать новые рынки, в том числе зарубежные; развивать свои каналы товародвижения и сбыта, обеспечивать промышленный сервис.