Тема 1. Характеристика психических состояний военнослужащих в боевой обстановке

Раздел 2. Психические состояния военнослужащих в боевой обстановке.

Военная служба относится к видам деятельности, которые всегда связаны с экстремальными условиями и элементами риска для жизни, но существуют определенные периоды в деятельности военнослужащих, когда витальная угроза выражена наиболее остро, и становиться постоянным условием профессиональной деятельности. В такие периоды эмоциональные нагрузки различаются по своей интенсивности.

В условиях эмоционально окрашенных ситуаций различают:

Эмоциональное возбуждение - сигнальная реакция нервной системы на различные психогенные воздействия.

Эмоциональное напряжение - эмоционально окрашенное волевое усилие, направленное на решение мыслительной или двигательной за­дачи.

Эмоциональная напряженность - временное понижение устойчивости психических и психомоторных процессов и падение работоспособности, вызванные негативными, или чрезмерными психогенными воздействиями. Достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности служит проявление выраженной мышечной скованности (непроизвольного напряжения многих групп мышц). Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.

В числе причин нарастания психической напряженности прослеживают информационную неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.

Эмоциональная напряженность также характеризуется падением уровня психических познавательных процессов и ухудшением психомоторики. Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место отводится мимике, пантомимике, заиканию и тремору (рук, ног, щек, губ, подбородка).

Кроме внешних проявлений эмоциональной напряженности выделяют проявления эмоциональной напряженности в деятельности:

1. Эмоционально-сенсорные нарушения включают в себя изменения процессов ощущений и восприятия.

2. Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласован­ности и точности движений.

3. Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений.

Страх - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности

Страх ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Он побуждает людей прилагать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Эмоция страха сама по себе вызывает страх, а переживание страха еще больше усиливает, доводя до экстремальной стадии ужаса.

Ужас — это максимальная степень переживания страха, усиливающего самого себя за счет повторяющейся циркуляции этого переживания в психике.

Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Однако он несет в себе и адаптивную функцию, заставляя человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

В зависимости от происхождения страх делят на:

1. Биологический страх вызывается ситуацией, угрожающей непосредственно жизни. Угроза может исходить извне или изнутри организма. Страх, как выражение нарушения внутреннего равновесия, возникает, когда нарушается метаболический обмен организма со средой. Главным элементом этого обмена является кислород. Кислородная недостаточность, сильнее всего отражающаяся на нервной системе, возбуждает состояние страха. Страх этого вида возникает при инфаркте миокарда, при острой недостаточности кровообращения, бронхиальной астме, потере крови и т.п. Усиление страха зависит от степени уменьшения доступа кислорода и потому страх при инфаркте сильнее, чем при анемии. Основные потребности организма можно разместить во временной последовательности, в течение которой их неудовлетворение приводит к смерти. Единицами времени для кислорода были бы минуты, для воды - часы, для пищи - дни. Чем короче период, тем быстрее нарастает страх.

2. Социальный страх. Человек не может жить и развиваться без других людей, а исключение его из социального мира (социальная смерть) равняется биологической смерти.

3. Моральный страх. Интеракция с окружением, исполнение определенных ролей и норм поведения, оценка самого себя соответственно реакции окружения – влияют стабилизирующим образом на эмоциональное отношение к самому себе. Внезапное появление неожиданного вызывает страх. Страх будет тем больше, чем более исключительна данная ситуация.

4. Дезинтеграционный страх. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищеннос­ти, невозможности контролировать ситуацию.

Страх - это сильная эмоция, оказывающая весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Существует феномен отставленного во времени страха, который объясняется тем, что в ситуации угрозы появляются возможности избежать опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Он ограничивает свободу поведения человека: человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением — устранить угрозу, избежать опасности. Страх может сопровождаться не только реакцией отстранения или бегства, но и осторожными попытками исследования пугающего объекта, а иногда даже улыбкой или смехом.

Страх имеет двойственную природу реагирования. Корни двойственной природы лежат во взаимодействии мотива к бегству, обусловленного страхом, и мотива к приближению, исследованию, обусловленного интересом. Поведение индивида в ситуации страха зависит от того, какая из этих двух эмоций выражена сильнее, и от их взаимодействия с другими эмоциями.

Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. Когнитивные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха. Человек, предмет или ситуация могут стать его источником в результате:

· формирования гипотез (воображаемых источников вреда);

· ожидания вреда;

· непосредственного столкновения с воображаемым объектом.

Внутреннее напряжение при страхе может перейти на мышцы, усиливая их тонус, лицо может становиться «мертвым», неподвижным. Переживания страха не всегда постоянны, они проявляются приступами. Длительные переживания страха могут вызвать изменения всего организма в целом - сердцебиение, учащенный пульс, приступы тахикардии. Может возникнуть чувство сдавления в грудной клетке, удушье, боли в животе, кишечные спазмы, метеоризм, понос, расстройство мочеиспускания, диарея, мышечные подергивания, дрожание.

Испуг – это мгновенная реализация врожденной, инстинктивной программы действий в целях сохранения целостности организма в ситуации действия угрожающих раздражителей.

Тревогаэмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий; она не только сигнализирует о возможной опасности, но и побуждает воинов к поиску ее источников, к активному исследованию обстановки боя.

Боязньопредмеченная, конкретизированная тревога; является реакцией на непосредственную опасность.

Усталостьодна из причин возникновения дистресса и его показатель.

Утомлениесостояние, сигнализирующее о степени израсходования энергетических запасов организма и необходимости их восполнения. Усталость отрицательно сказывается на эффективности действий военнослужащих, ведет к нарушению чувствительности, внимания, памяти, мышления. Усталость возникает как следствие сильных и продолжительных физических нагрузок; перцептивного, интеллектуального, эмоционально-волевого и мотивационного перенапряжения; нарушения привычного ритма жизнедеятельности; сбоев в системе психической саморегуляции и физического здоровья человека и т.д. Длительное пребывание человека в обстановке действия боевых стресс-факторов может привести к психогенным психическим расстройствам различной глубины.

Паника — это временное переживание гипертрофирован­ного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания.

Одним из наиболее характерных эмоциональных состояний в экстремальных условиях является паника. Она характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации.

В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней.

По масштабам паника выражается в поспешности, неадекватности поступков, принятии явно ошибочных решений и выраженным стремлении избежать мнимой опасности или непринятии защитных мер, когда опасность реальна.

В случае групповой и массовой паники захватываемое количество людей различно:

· групповая - от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены);

· массовая - тысячи или гораздо больше людей. Массовой следует, считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата определяется степень панического заражения сознания, которая делится на:

· легкую панику. Можно испытывать, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легкой озабоченностью, напряжением мышц;

· среднюю панику. Характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Она часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает) и различных стихийных бедствиях.

· полную панику. Проявляется отключением сознания, полной невменяемостью. Наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль своего поведения, бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку, рациональность и этичность.

По времени возникновения панику на два основных типа:

· паника, возникающая сразу после экстремального воздействия устрашающего характера, воспринимаемого как смертельная опасность;

· паника вследствие длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, ведущего к нервному истощению и фиксированию внимания на предмете тревоги.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель) и непрерывной (более 1 года). Непрерывная паника носит скрытый, недостаточно проецируемый вовне характер, проявляясь лишь отдельными вспышками отчаяния, озлобленности, опустошенности, депрессии, характеризуется состоянием постоянной тревоги и напряженности.

Отдельно следует отметить существования скрытой паники, образной моделью которой может служить айсберг. Это впервые повстречалось как феномен «постчернобыльской» паники, и на настоящий момент распространяется на другие техногенные катастрофы, стихийные бедствия и террористическую угрозу. Проявления «постчернобыльской» паники следующие:

1) беспокойство, проявляющееся в стремлении уехать из города, который сильно загрязнен радиацией, доставать «чистую» пищу, укрываться от пыли, пить минеральную привозную воду и т.п.;

2) повышенное внимание к теме радиации в разговорах, в средствах массовой информации, подозрительность относительно достоверности сведений об истинном положении дел с радиацией;

3) повышенная мнительность о своем самочувствии и самочувствии родных, близких, особенно детей, во многих случаях явное завышение любых негативных признаков плохого самочувствия, резкое возрастание «онкофобии»;

4) повышенная отвлекаемость от работы, других форм деятельности, снижение работоспособности, продуктивности, творческой активности, повышенная суетливость или же, заторможенность;

5) повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность, которую трудно отдифференцировать от «пусковых» причин: это следствие физического воздействия на организм, или влияние психических стрессов;

6) стремление отвлечься от беспокоящих мыслей, чувств при помощи алкоголя, загулов, секса, успокоительных и близких к наркотическим лекарств и т.п.;

7) заметное снижение у многих людей стремления к аккуратности, чистоплотности и порядку, утрата интереса ко многим «радостям жизни».

Типы деструктивных последствий паники:

· паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций;

· паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;

· паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности.

Состояние психологической неготовности к адекватному восприятию экстремальной ситуации можно объяснить следующими причинами:

1. Уникальностью ситуации;

2. Слабой подготовкой;

3. Недостатком конкретной информации и одновременно информационной анархией, определявшими стихийное поведение многих людей, низким порогом критичности к поступающим сведениям (слухам);

4. Эмоциональной неустойчивостью обусловленной, заторможенностью собственной инициативы, т.к. предоставленность самим себе в сложных условиях переживается особенно остро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: