II. Этап подготовки к несению службы

За 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул психолог осуществляет контроль за тем, чтобы лица с нервно-психической неустойчивостью не были включены в состав подразделений, заступающих на боевое дежурство, в караул.

Вырабатывает предложения командирам подразделений по проведению инструктивно-методических занятий с личным составом смены боевого дежурства, караула, заступающих на боевое дежурство (в караул), с целью повышения психологической готовности военнослужащих к несению службы. При этом указывает факторы, негативно влияющие на личный состав, характерные ошибки и затруднения при несении службы, а также комплекс упражнений и приемов, формирующих необходимые качества.

В день заступления на боевое дежурство (в караул) должностные лица оценивают морально-психологическое состояние личного состава, характер взаимоотношений в воинском коллективе, уровень конфликтности между отдельными военнослужащими и делают выводы о психологической готовности личного состава к заступлению на боевое дежурство (в караул). При необходимости обращаются за помощью к психологу.

III. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле.

Психолог, при необходимости, (по решению командира воинской части) оценивает психологическое состояние личного состава и при обнаружении негативных психологических явлений принимает меры по их устранению.

Изучает условия несения боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по их оптимизации.

IV. Этап после смены с боевого дежурства (караула).

Психолог, при необходимости, оценивает функциональное состояние личного состава и проводит мероприятия по его коррекции в комнате психологической разгрузки. Должностные лица обеспечивают полноценный отдых и питание личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов в целях восстановления психических и физических сил военнослужащих, сменившихся с боевого дежурства (караула).

В ходе несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб необходимо проявлять бдительность.

Под бдительностью принято понимать такое психологическое состояние военнослужащего, при котором он способен предвидеть, распознать и своевременно предотвратить ущербные действия в отношении охраняемого объекта.

Бдительность предполагает:

· глубокое понимание задач караульной и внутренней служб, осознание их значимости;

· непримеримость к нарушителям внутреннего порядка и правил несения караульной службы;

· знание способов вероятных действий нарушителя, наиболее опасных направлений ит.д.;

· умение распознавать за внешне безопасными факторами возможные преступные замыслы;

· способность предвосхитить развитие неблагоприятной ситуации и предугадать назревающее происшествие.

Неблагоприятные факторы, понижающие бдительность:

· невысокая степень вероятности наступле6ния негативных последствий в ходе несения служб в мирное время;

· привыкание к угрозе нападения и внезапной смене обстановки;

· переоценка собственных возможностей и недооценка противника;

· монотонность режима постоянного ожидания;

· утомление организма в результате длительного напряжения или недостаточного отдыха;

· отвлечение внимания на размышления о личных проблемах и др.

«Внутренним врагом» бдительности является сон. Сонливость провоцируется условиями относительной изоляции, монотонным напряжением внимания, подсознательным стремлением создать внутренний комфорт, концентрацией внимания на телесных ощущениях.

Тема 3. Психологическая работа по приведению подразделения (воинской части) в различные степени боевой готовности.

Психологическое обеспечение боеготовности войск подразумевает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощу­щения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоро­вью.

Боевая готовность – это состояние, определяющее степень подготовленности личного состава, в способности в любое время организованно, в установленные сроки вступить в бой и успешно выполнить поставленные задачи.

Элементы боевой готовности:

1. Знание предстоящих задач и своевременное проведение мероприятий по подготовке их выполнению.

2. Четкое несение боевого дежурства.

3. Поддержание вооружения и техники в готовности к комплексному применению, содержание материальных запасов в необходимых размерах.

4. Постоянная готовность к отражению внезапного нападения противника, организованное проведение войск к высшей степени боевой готовности.

5. Высокое моральное состояние, дисциплина и бдительность личного состава.

Основные мероприятия по поддержанию высокой боевой готовности:

1. Своевременное уточнение планов проведения в части в боевую готовность.

2. Изучение планов и функциональных обязанностей офицерами по действиям при проведении части в различные степени боевой готовности.

3. Проведением комплексных тренировок с офицерами несущими службу дежурным по части.

4. Уточнение боевых расчетов и обязанностей личного состава на период приведения в различные степени готовности.

5. Планирование отработки вопросов боевой готовности при разработке планов тактических учений и тренировок.

Уровни (степени) боевой готовности:

1. Постоянная – занятие повседневной плановой деятельностью, находясь в готовности боевых задач. Соединения и части сокращенного состава в готовности к проведению отмобилизования.

2. Повышенная – находятся в пунктах постоянной дислокации и проводят ряд мероприятий по сокращению сроков их отмобилизования.

3. «Военная опасность» - в районах сосредоточения по боевой тревоге. Доукомплектование, прием личного состава и техники.

4. Полная – в готовности к выполнению боевой задачи. Переход на штаты военного времени.

Для деятельности в условиях экстремальных ситуаций характерны значительные колебания в уровне психической напряженности. Так, при смене объекта ра­бот у военнослужащих наблюдается довольно высокий уровень напряженности, но в отличие от напряженности в адаптационный период он быстро спадает до нормального функционального состояния. Наблюдаются и противоположные яв­ления, которые можно охарактеризовать как потерю бдительности: человек привы­кает к опасности, и в условиях, когда нет ее внешнего подкрепления, возникает иллюзия ее отсутствия.

Основными факторами, способствующими успешной деятельности военнослужащих в экстремальных ситуациях, являются.

· информированность об обстановке;

· уверенность в необходимости и общественной значимости выполняемой ра­боты;

· четкая организация работы, позволяющая быть в опасной зоне минималь­ное время;

· личный пример командиров, активистов уверенность в своих силах, знаниях и умениях;

· наличие средств защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: