Понятие и состав преступления против военной службы

Понятие преступления против военной службы сформулировано в ч. 1 ст. 331 УК РФ (гл. 33): «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».

Понятие преступления против военной службы полностью основывается на общем понятии преступления, существенные признаки которого указаны в ч. 1 ст. 14 УК РФ. Как и любое другое, преступление против военной службы характеризуется едиными признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью, несмотря на то что в ст. 331 УК РФ эти признаки непосредственно не указываются. Вместе с тем, вышеназванные признаки в понятии воинского преступления имеют специфическое содержание.

Существование в уголовном законе особого понятия преступления против военной службы обусловлено некоторыми особенностями этих преступлений, необходимостью их разграничения с иными составами преступлений, а также традициями отечественного военно-уголовного законодательства.

Определение преступления против военной службы содержит указание на специальные видовые признаки объекта, субъекта и противоправности. Общественная опасность, виновность и наказуемость как обязательные признаки понятия преступления против военной службы также имеют определенную специфику, обусловленную характером военной службы.

Общественная опасность выражается в причинении либо создании угрозы причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства. Специфичность общественной опасности преступлений против военной службы заключается в причинении или создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства, под которой понимается состояние защищенности страны от внутренних и внешних военных угроз. Именно важностью и необходимостью особой охраны военной безопасности обусловлено существование норм военно-уголовного законодательства.

Уголовная противоправность представляет собой запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом; не является преступным деяние, не предусмотренное в УК РФ.

Преступления против военной службы характеризуются специальной противоправностью в связи с тем, что ими, в соответствии со ст. 331 УК РФ, признаются лишь те общественно опасные деяния, которые перечислены в гл. 33 УК РФ и совершены исключительно военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Специальная уголовная противоправность преступлений против военной службы определяется, прежде всего, их специфической по характеру (воинской) общественной опасностью.

Кроме того, специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы заключается в том, что все диспозиции воинских преступлений являются бланкетными. В связи с этим содержание каждого воинского преступления определяется конкретными военно-правовыми нормами, за нарушение которых предусмотрена уголовная ответственность. Данное обстоятельство свидетельствует о тесной взаимосвязи норм уголовного и военного права.

Виновность является одним из обязательных субъективных признаков преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина (ст. 5 УК РФ).

Нормы гл. 5 УК РФ («Вина»), определяющие формы вины, признаки преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности, содержащие характеристику преступлений с двумя формами вины и основания признания деяния совершенным невиновно (ст.ст. 24 – 28 УК РФ), применяются к преступлениям против военной службы на общих основаниях без каких-либо изъятий.

Воинскую специфику определяет лишь содержание вины, которое отражает воинскую природу совершаемого преступления и заключается в том, что виновный, действуя умышленно или по неосторожности, осознает (при прямом и косвенном умысле, легкомыслии) либо не осознает при условии, что должен был или имел возможность осознавать (при небрежности), противоправность деяния, которое образует нарушение порядка прохождения военной службы и последствия которого выражаются в причинении вреда военной безопасности государства.

Наказуемость преступлений против военной службы характеризуется установлением за их виновное совершение определенных уголовных наказаний. Уголовная наказуемость преступлений против военной службы характеризуется рядом особенностей, обусловленных спецификой военной службы.

Таким образом, преступлениями против военной службы признаются виновно совершенные военнослужащими или гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов общественно опасные деяния, посягающие на военную безопасность государства, запрещенные в гл. 33 УК РФ под угрозой наказания.

Преступление против военной службы должно обладать совокупностью всех указанных специфических признаков; отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность квалификации содеянного как воинского преступления. Так, не являются преступлением против военной службы общественно опасные деяния военнослужащих, не посягающие на установленный порядок прохождения военной службы (например, кража, изнасилование и другие преступления, не предусмотренные гл. 33 УК РФ).

Преступления против военной службы следует отграничивать от дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими. В ряде случаев по своим внутренним и внешним признакам они во многом совпадают. Основными критериями разграничения воинских преступлений и дисциплинарных проступков являются вид (характер) противоправности и общественная опасность правонарушений.

Юридическим критерием разграничения воинского преступления и проступка выступает вид (характер) противоправности деяния. Преступлением против военной службы может быть признано лишь уголовно-противоправное деяние, т. е. деяние, предусмотренное в гл. 33 УК РФ. Перечень правонарушений, признаваемых воинскими преступлениями, исчерпывающим образом определен в нормах гл. 33 УК РФ. Однако в диспозициях указанных норм преступления против военной службы сформулированы по-разному. Признание преступного характера воинского правонарушения напрямую зависит от способа описания признаков преступления в уголовно-правовой норме. Они могут быть определены точно (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; применение оружия, причинение по неосторожности смерти человеку), и в этих случаях определение преступности деяния не вызывает затруднений, либо характеризоваться оценочными понятиями (причинение существенного вреда интересам службы или тяжких последствий), и тогда признание уголовной противоправности совершенного воинского правонарушения в каждом конкретном случае будет зависеть от оценки правоприменительными органами реально наступивших последствий.

В некоторых случаях воинское правонарушение хотя и содержит признаки деяния, описанного в какой-либо статье гл. 33 УК РФ, тем не менее, будет представлять собой не преступление против военной службы, а дисциплинарный проступок.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ действие или бездействие, хотя и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не признается преступлением. Следовательно, когда воинское правонарушение лишь формально содержит признаки того или иного деяния, предусмотренного гл. 33 УК РФ, но в силу малозначительности подпадает под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ, то это означает, что данное правонарушение не образует преступления и может быть признано дисциплинарным проступком.

В указанных случаях критерием разграничения воинского преступления и дисциплинарного проступка служит общественная опасность. Малозначительность деяния, определяемая как объективными, так и субъективными признаками, служащая основанием для применения ч. 2 ст. 14 УК РФ, должна исключать криминальную (уголовно-правовую) степень общественной опасности данного деяния. Преступления против военной службы всегда обладают более высоким (криминальным) уровнем общественной опасности, чем дисциплинарные проступки.

Состав преступления против военной службы – это система установленных законом обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют общественно опасное посягательство военнослужащего (гражданина, пребывающего в запасе, во время прохождения военных сборов) на военную безопасность государства (порядок прохождения военной службы) как преступление против военной службы.

Понятие состава преступления против военной службы включает в себя единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Каждый из указанных элементов, в свою очередь, обладает набором юридически значимых признаков. Именно совокупность юридических признаков состава воинского преступления, обладающих определенными специфическими особенностями, позволяет отграничивать преступления против военной службы от иных сходных с ними «общеуголовных» преступлений.

В отличие от понятия «преступление против военной службы» понятие «состав преступления против военной службы» характеризует не внешние свойства и сущность преступления, а его внутреннюю структуру и содержание.

Всем составам преступлений против военной службы свойственны признаки, указанные в ст. 331 УК РФ, относящиеся к объекту и субъекту. В других статьях гл. 33 УК РФ указываются, как правило, объективная сторона воинских преступлений, а также в некоторых случаях субъективная сторона и особенности субъектов.

Признаки состава преступления против военной службы подразделяются на две группы: обязательные и факультативные.

Обязательными являются признаки, входящие в состав каждого преступления против военной службы (объект преступления, общественно опасное деяние (действие или бездействие), вина в форме умысла или неосторожности, вменяемость лица и достижение им возраста, с которого по закону наступает ответственность за воинские преступления, прохождение лицом военной службы или военных сборов). Данные признаки обязательно входят в состав любого преступления против военной службы, при отсутствии хотя бы одного из них отсутствует и состав преступления, что, в свою очередь, вовсе исключает уголовную ответственность.

Юридические признаки, используемые при конструировании не всех, а лишь отдельных составов воинских преступлений, относятся к факультативным. С помощью данных признаков преступление против военной службы характеризуется дополнительными свойствами, в которых выражается специфика данного вида преступления (предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, время, место, орудия и средства, другие обстоятельства совершения преступления, мотив и цель).

Значение состава преступления против военной службы определяется теми функциями, которые он выполняет в уголовном праве:

1) состав преступления против военной службы является способом определения преступности деяния в военно-уголовном законодательстве. Установить преступность деяния возможно только путем указания в законе признаков его состава;

2) наличие состава преступления против военной службы в совершенном деянии является единственным юридическим и фактическим основанием реализации уголовной ответственности;

3) с помощью состава преступления против военной службы осуществляется разграничение одного вида воинских преступлений от другого (разграничительная функция);

4) состав преступления против военной службы является теоретическим основанием квалификации воинских преступлений (квалификационная функция);

5) состав преступления против военной службы служит методологической основой познания всех видов преступлений, предусмотренных гл. 33 УК РФ (познавательно-методологическая функция).

Объект преступлений против военной службы в ст. 331 УК РФ определяется понятием «установленный порядок прохождения военной службы», т. е. закрепленная законами, воинскими уставами, а также иными военно-правовыми актами форма осуществления военно-служебной деятельности. В свою очередь, основное предназначение военной службы заключается в обеспечении военной безопасности государства, которая представляет собой состояние защищенности конституционного строя, независимости, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних военных угроз, обеспечиваемое подготовкой к вооруженной защите и непосредственно вооруженной защитой со стороны военной организации государства. Строгое соблюдение установленного порядка прохождения военной службы (воинского правопорядка) является необходимым условием для обеспечения реализации функций, стоящих перед военной организацией государства. Таким образом, порядок прохождения военной службы выступает правовой формой обеспечения военной безопасности и может рассматриваться как понятие, обозначающее в ст. 331 УК РФ родовой объект всех преступлений против военной службы.

Порядок прохождения военной службы (военная безопасность) как родовой объект преступлений против военной службы подразделяется на виды, которые непосредственно связаны с определенными составляющими боевой готовности как главного фактора военной безопасности государства: (укомплектованность соединений, частей, кораблей и подразделений личным составом, вооружением и боевой техникой; наличие необходимых запасов материальных средств; содержание в исправном состоянии и готовым к применению оружия и боевой техники; высокая боевая подготовка войск; твердая воинская дисциплина и т. д.).

В соответствии с видовыми объектами уголовно-правовой охраны формируется система составов преступлений против военной службы:

1) преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст.ст. 332 – 336 УК РФ);

2) преступления против порядка пребывания на военной службе (ст.ст. 337 – 339 УК РФ);

3) преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст.ст. 340 – 345 УК РФ);

4) преступления против порядка сбережения военного имущества (ст.ст. 346 – 348 УК РФ);

5) преступления против порядка использования военно-технических средств (ст.ст. 349 – 352 УК РФ).

В некоторых составах преступлений против военной службы содержится указание на признаки предмета преступления, под которым понимаются различные материальные образования, по поводу или в связи с которыми устанавливается определенный порядок военно-служебных отношений (оружие, боеприпасы, предметы военной техники (ст.ст. 346, 347, 348 УК РФ), радиоактивные материалы, взрывчатые и иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ), боевые, специальные или транспортные машины (ст. 350 УК РФ) и др.). Установление признаков этих предметов является необходимым условием правильной квалификации соответствующих преступлений против военной службы.

Объективная сторона преступления против военной службы – это внешнее проявление общественно опасного посягательства на порядок прохождения военной службы (военную безопасность), которое характеризуется общими для всех преступлений признаками: деяние, последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием, способ, место, время, средства и орудия, другие обстоятельства совершения преступления. Признаки объективной стороны преступлений против военной службы по своему содержанию обладают определенной специфичностью, обусловленной объектом посягательства.

Обязательным признаком состава любого преступления против военной службы является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение военно-служебных правил, закрепленных военно-правовыми нормативными актами.

Конструкция объективной стороны большинства составов воинских преступлений предусматривает в качестве обязательного признака те или иные вредные последствия. Последствия в преступлениях против военной службы имеют специальный характер, который также определяется особенностями объекта воинских преступлений (ослабление боевой готовности (способности) воинских подразделений, невыполнение боевых (учебно-боевых) задач, стоящих перед подразделением, и т. п.). По своему содержанию общественно опасные последствия в преступлениях против военной службы могут быть: а) физическими (причинение вреда здоровью при сопротивлении начальнику или принуждении его к нарушению обязанностей военной службы); б) имущественными (уничтожение или повреждение военного имущества); в) организационными (например, срыв каких-нибудь военных мероприятий при неисполнении приказа); г) нравственными (унижение чести и достоинства военнослужащего в результате оскорбления).

Специфической особенностью всех преступлений против военной службы является наличие организационного вреда независимо от его указания в качестве признака состава. Всякое воинское преступлений всегда причиняет определенный организационный вред порядку прохождения военной службы (военной безопасности).

Обязательным признаком объективной стороны в преступлениях против военной службы с материальным составом является наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями, которая характеризуется общими для всех преступлений признаками. В воинских преступлениях, связанных с нарушением специальных правил, причинная связь характеризуется рядом особенностей, обусловленных социально-правовым, вероятностным и опосредованным ее характером в этих преступлениях.

Время, место, обстановка, способ, средства и другие обстоятельства совершения преступления также имеют важное значение для характеристики объективной стороны преступлений против военной службы.

Согласно ст. 331 УК РФ субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В воинских преступлениях субъект, наряду с общими признаками (вменяемостью и возрастом), должен обладать специальными признаками, к которым, прежде всего, относится пребывание лица в момент совершения преступления на военной службе или военных сборах. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ военнослужащими являются граждане, в некоторых случаях иностранные граждане, проходящие военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). В ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ установлено, что военная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Важное значение для определения круга субъектов преступлений против военной службы имеет установление начального и конечного моментов состояния на военной службе. Начало и окончание военной службы определены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». К уголовной ответственности за преступления против военной службы лицо может быть привлечено и после окончания военной службы при условии, что деяние совершено им в период военной службы и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов также признаются субъектами преступлений против военной службы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на граждан Российской Федерации, проходящих военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С учетом специфики данной категории лиц, особенностей прохождения ими военных сборов, «ограничительного» распространения на них статуса военнослужащих к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы они привлекаются с определенными ограничениями, обусловленными конкретным содержанием статей гл. 33 УК РФ.

Некоторые составы воинских преступлений предусматривают в качестве субъектов не все, а лишь некоторые категории военнослужащих. Так, субъектом преступлений против порядка подчиненности (ст.ст. 332 – 334 УК РФ) является военнослужащий, находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим (начальником); в преступлениях против порядка несения специальных видов военной службы исполнителем преступления может быть лишь военнослужащий, который в установленном порядке включен в состав соответствующего наряда, и т. д.

Лица, не относящиеся к субъектам преступлений против военной службы (гражданские лица), в тех случаях, когда они участвовали в совершении воинских преступлений вместе с военнослужащими, привлекаются к ответственности по статьям гл. 33 УК РФ в качестве только организаторов, пособников и подстрекателей. Соисполнителями преступлений против военной службы они быть не могут.

Субъективную сторону состава преступлений против военной службы образует вина, обязательными признаками некоторых составов воинских преступлений являются цель и мотив. В преступлениях против военной службы вина отражает воинский характер деяния и его последствия. Виновный определенным образом (в зависимости от формы вины) относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим в результате этого деяния последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте содержание понятия «преступление против военной службы».

2. Охарактеризуйте специфику общественной опасности, виновности и наказуемости преступлений против военной службы.

3. Назовите основные признаки состава преступления против военной службы.

4. Дайте характеристику системы составов преступлений против военной службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: