Всесторонняя подготовленность - как характеристика профессионализма

Профессионализм как психологическое явление.

Профессия - это исторически возникшая в результате разделения труда необходимая обществу форма деятельности, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Наряду с родовым понятием “профессия” существует и видовое, более узкое понятие “ специальность ” (от латинского specialis - особенный, species - вид, разновидность).

Есть еще и понятие “должность” - это предусмотренная и узаконенная государством производственно-социальная роль, служебное место или совокупность конкретных обязанностей, которые должны выполняться разными людьми.

Профессия - внутреннее достояние работника (воина). Должность может быть вакантной.

Профессия определяет, что человек может делать, квалификация - как он это делает, а должность - на каком уровне государственного доверия и ответственности работник реализует свою профессиональную квалификацию (подробнее см. у В.Ф.Ковалевского).

Часто употребляется термин профессионализм.

Когда говорят, что “работа требует профессионализма”, то это означает, что профессионализм - это требуемый профессией набор личностных характеристик человека, необходимых для качественного выполнения труда - “ нормативный профессионализм ” (в нем реализованы требования профессии к личности человека труда). Т.е. взгляд на профессионализм со стороны профессии.

Когда говорят, что “человеку присущ профессионализм”, то это означает, что профессионализм - это высокая оценка уже имеющегося у человека внутреннего мира, набора психических качеств; это “ реальный профессионализм” конкретного человека.

Такого человека называют “ профессионалом ”. Профессионал - это человек с высоким уровнем подготовленности и высокой эффективностью деятельности. Это компетентный человек, индивидуальные характеристики которого соответствуют требованиям профессии, человек, который обладает способностью и умением выполнять определенные трудовые функции и имеет сочетание психических качеств и психических состояний, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно.

Компетентность не сводится к образованности и старательности. О компетентности следует судить по результатам труда.

Профессионализм - это реальное явление.

Термин “боевая готовность” обычно трактуется как состояние войск (сил), обеспечивающее им способность начать военные действия в установленные сроки, а в военное время - немедленно, и успешно выполнять поставленные задачи. Степени боевой готовности предполагают разные временные сроки подготовки к началу выполнения боевой задачи. (См. Военный энциклопедический словарь.-М.: Воениздат. 1986).

Боевая готовность войск складывается из таких разных слагаемых, как: готовность боевой техники и оружия, материальных запасов и средств, медицинского обеспечения, системы оповещения и др. Но одним из самых существенных компонентов боевой готовности является психологическая готовность военнослужащих. Именно психическим состоянием неготовности к боевой деятельности как важнейшей стороной военного профессионализма можно объяснить многие поражения войск под командованием знаменитейших полководцев, по этой причине происходит значительное число аварий и катастроф в авиации, военно-морском флоте и сухопутных войсках, грубых ошибок операторов на командных пунктах и т.д. Поэтому для исправления такого положения каждому офицеру нужно четко представлять психологическую сущность этого явления и учитывать особенности его функционирования применительно к проблеме изыскания дополнительных возможностей повышения повышения уровня профессионализма военнослужащих.

Известно, что профессионализм и такая его характеристика как готовность являются результатом всесторонней подготовки личного состава к ведению боя (подготовка - процесс воздействия на личность и коллектив, а готовность - результат). В свою очередь, термин “ подготовить ” может быть раскрыт с позиций “ статики ” и “ динамики ” получаемых результатов. Так, например, выражение “ подготовить офицерские кадры для вооруженных сил” на практике означает, что будущих офицеров нужно обучить ратной профессии, сформировать их мировоззрение, научить навыкам управления психическими состояниями и т.д. Все это может быть отнесено к разряду “статических”, медленно формируемых и не поддающихся быстрым изменениям психических явлений. Совершенно другое “динамическое” значение вкладывается в выражение: “ подготовить личный состав к наступлению ”. Здесь термин “подготовить” используется в значении “ настроить психику ” на особый характер боевых действий, привести ее в состояние изготовленности, готовности к свершению требуемых действий, изменить уровень активности личности. В этом случае задача может быть выполнена в значительно меньшие сроки, так как психические состояния и мотивы более динамичны и легче поддаются управлению.

Как важнейшая характеристика военного профессионализма психологическая готовность к боевой деятельности является целостным, личностным явлением и имеет достаточно сложную структуру, реализующую себя в ориентационном, операционном и функциональном компонентах. Под ориентационным, направляющим и побуждающим компонентом обычно принято понимать область морально-политических аспектов боевой деятельности. Операционный компонент - это поле военно-профессиональной деятельности. И функциональный компонент - это область функциональной активности психики, психических состояний воинов и воинских коллективов.

Для лучшего понимания итогового состояния боевой готовности каждый из ее компонентов должен быть рассмотрен с позиций статических и динамических проявлений (см. схему 1).

  компоненты боевой готовности   “статические” составляющие компонен- тов боевой готовности   “динамические” составляющие компонен- тов боевой готовности
ориентационный компонент (морально-политическое состояние)   морально-политическая подготовленность к учас- тию в боевой деятельнос- ти (знания, взгляды, убеждения)   мобилизованность на предстоящую боевую деятельность, мотив: “Я ХОЧУ воевать с врагом и победить его!”
операционный компонент (воинское мастерство)   военно-профессиональная подготовленность к пред-стоящей боевой деятель-ности (знания, умения, навыки)   военно-профессиональная уверенность: “Я МОГУ, УМЕЮ воевать и победить врага!”
функциональный компонент (психологическая устойчивость)   психологическая подго-товленность к предстоящей боевой деятельности (способы, приемы)   психологическая изготовленность: “Я ГОТОВ воевать и победить врага!”

Схема 1. Структурные компоненты боевой готовности.

Как следует из названия первого, ориентационного компонента боевой готовности, он характеризует морально-политическую сторону ратной деятельности. Его результат можно назвать термином “ морально-политическое состояние ”. Важной его частью являются “ статическая ” составляющая, к которой относятся знания, взгляды и убеждения воина, касающиеся нравственных и политических аспектов предстоящих боевых действий. Характер войны, ее политические цели, вероятность достижения победы, отношение народа к армии и к решаемым ею задачах, нравственный аспект конкретных боевых операций и т.д. - все это представляет собой результат предшествующего, длительного и планомерного обучения и воспитания воинов, длительных морально-политических воздействий на их психику, на их мировоззрение. “Статика” не может быть изменена, усовершенствована за короткий промежуток времени. Нельзя в одночасье изменить политические и религиозные взгляды, поколебать нравственные устои, отношение к защите Родины и т.п. В этой стабильности заключена ценность “статики”, но в этом же и ее консерватизм, актуализирующийся при значительных изменениях военно-политической обстановки в мире, требующих порой некоторой трансформации мировоззренческих позиций. Особенностью “статической” составляющей морально-политического аспекта боевой готовности является то, что она представляет собой всего лишь предпосылку, своеобразный строительный материал, который может быть использован для формирования ее “динамической” актуальной составляющей. Но это еще не означает, что реализация такой возможности - само собой разумеющееся дело. Иногда, при совпадении личностных устремлений с целями предстоящей деятельности, это происходит без особых волевых усилий, а в других случаях, при подготовке к рискованной, напряженной и опасной для жизни и здоровья деятельности, - требует трудоемкой целенаправленной работы, преодоления себя.

Динамическая ” составляющая ориентационного компонента боевой готовности представляет собой результирующее проявление “статических” предпосылок в реальных условиях подготовки к предстоящей деятельности и выражается в принятом воином решении на участие в деятельности, а также в степени мобилизации психики на достижение поставленной командованием цели. Реально это проявляется в мотиве деятельности, который хорошо осознается и может быть выражен словесно: “Я ХОЧУ (или “Я НЕ ХОЧУ”) УЧАСТВОВАТЬ В ВЫПОЛНЕНИИ БОЕВОЙ ЗАДАЧИ И ПОБЕДИТЬ ВРАГА”. В отличие от длительно образуемых “статических” проявлений ориентационного компонента боевой готовности, “динамическая” его составляющая (мотив) может быть сформирована средствами политического, морального, юридического, психологического, психотерапевтического, физического и других форм воздействия на психику отдельных военнослужащих и на психологию воинских коллективов в очень короткий промежуток времени. Причем это может быть сделано как на основе положительной “статики”, так и у воинов, имеющих пробелы в воспитании. в понимании политических и нравственных предпосылок предстоящей боевой деятельности. Эффективность реализации “статики” в “динамический” мотив зависит от мастерства занимающихся этим делом офицеров и сержантов. Подводя итог. можно сказать, что ориентационный компонент боевой готовности как бы осуществляет запуск ее операционного и функционального механизмов.

Второй, операционный компонент боевой готовности относится к военно-профессиональной стороне предстоящей деятельности военнослужащих. Его результат - “ воинское мастерство ”. “ Статическая ” его составляющая базируется на профессиональной подготовленности (обученности, натренированности) воина, проявляющейся в воинском мастерстве, как знаниях, умениях и навыках эксплуатации и, особенно, боевого применения техники и оружия. “Статика” - это также осведомленность о боевой обстановке, о противнике, о своем военном и физическом потенциале и т.д.

На основе суммирования и целостного осознания “статических” предпосылок происходит их актуализация в “ динамику ” операционного компонента боевой готовности, которая существует в форме психического состояния уверенности воина в профессиональной подготовленности, в своем умении воевать, эффективно использовать боевую технику и оружие и превзойти, победить противника. Это “динамическое” состояние может быть выражено словами: “Я МОГУ, Я УМЕЮ ВОЕВАТЬ, Я БУДУ ПОБЕДИТЕЛЕМ!” В практическом плане подход к “динамической” составляющей означает, что в интересах победы специалисту-мастеру не следует начинать боевую деятельность без уверенности в своем превосходстве над врагом, в возможности победить его и самому при этом остаться в живых (кроме случаев сознательного самопожертвования во имя достижения победы и сохранения жизни своих боевых товарищей). Естественно. что подобная психологическая уверенность в победе не всегда является непременным спутником высокого воинского мастерства, но то, что ее формирование у воина-профессионала относится к числу первоочередных задач - факт, не нуждающийся в особом доказательстве.

Третий, функциональный компонент боевой готовности характеризует непосредственное преддеятельностное психическое состояние личности воина перед началом выполнения конкретного боевого алгоритма. Его результат - психологическая устойчивость сформированных в условиях мирного времени знаний, умений и навыков (воинского мастерства). Причем, если ориентационный компонент боевой готовности выделяет взаимоотношения личности с политическими и нравственными концепциями общества по военным вопросам, операционный - ее взаимоотношения с боевой техникой и оружием в процессе вооруженной борьбы, то функциональный компонент как бы замыкает личность на саму себя, на собственные психические состояния. на собственное восприятие и переживание специфических особенностей воинской деятельности и преодоление их негативных влияний на результаты ратного труда.

Статическая ” составляющая функционального компонента боевой готовности есть не что иное, как подготовленность личности к управлению своими собственными психическими состояниями в предбоевой период, предполагающая наличие осведомленности о характере их влияния на эффективность боевой деятельности и владение способами недопущения дезорганизующего влияния предполагаемого уровня опасности и напряженности на боевую результативность. Другими словами “статическая” подготовленность - это уровень осведомленности воина о своей собственной психике и уровень мастерства владения собой, своей психикой в результате специального обучения и тренировок.

Но “статическая” подготовленность к управлению психическими состояниями еще не есть само “ динамическое ” состояние готовности. которое может быть выражено словами: “Я ГОТОВ К КОНКРЕТНОЙ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”. В известной мере функциональный компонент боевой готовности и, в частности, его “динамическая” составляющая несет в себе самостоятельную нагрузку, являясь психическим состоянием готовности, как настроенности психики на конкретную боевую деятельность, а, с другой стороны, выступает результирующим, итоговым проявлением “динамических” составляющих всех трех компонентов боевой готовности. Можно также сказать, что “статическая” подготовленность (как результат педагогических усилий) на функциональном уровне характеризуется осведомленностью воина об особенностях собственной психики и наличием знаний, умений и навыков управления собственными психическими состояниями, а “динамика” реализует себя в конкретном психическом состоянии изготовленности (приготовленности), настроенности личности на предстоящую боевую деятельность.

Признавая важность “статической” и “динамической” составляющих боевой готовности как целостного итогового проявления военного профессионализма, все же следует отметить, что чаще всего при рассмотрении его сущности выделяют именно “динамические” составляющие, их суммарный результат.

Нужно также иметь в виду, что из операционного компонента боевой готовности, формируемого в процессе боевой подготовки, иногда отдельно выделяют физический компонент, формируемый средствами физической подготовки и спорта. Результат его может быть назван физическим совершенством. “ Статическая ” его составляющая - физическая подготовленность организма как мастерство владения своим телом, характеризуется наличием у воина соответствующих знаний, умений и навыков, а “ динамика ” - состоянием уверенности воина в своем организме, в достаточности собственных физических сил, выносливости и натренированности для участия в боевых действиях и для достижения боевого успеха. Это состояние может быть выражено словами: “Я СМОГУ, Я СУМЕЮ ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ”.

Уровень боевой готовности подвержен влиянию многочисленных факторов. Так, например, не вызывает сомнений его зависимость от времени года и суток, от состояния здоровья воина, от его мотивов, от заинтересованности в выполнении предстоящей профессиональной деятельности, от степени ее успешности, от характера поступающей информации, от типа высшей нервной деятельности, от характера питания, от режима труда и отдыха и т.д.

Известный интерес представляют также выявленные у воинов с разными индивидуально-психологическими особенностями различия в динамике вхождения в состояние боевой готовности. В частности, можно выделить пять наиболее характерных типов такой динамики: постепенный, взрывной, опережающий, отстающий и мерцательный (см. рис.1).

  ог ¾¾¾¾¾¾® 1. нд постепенный   ог ¾¾¾¾¾¾® 2. нд взрывной   ог ¾¾¾¾¾¾® 3. нд опережающий   ог ¾¾¾¾¾¾® 4. нд отстающий   ог ог ¾¾¾¾¾¾® 5. нд1 нд2 мерцательный

Рис.1. Типы вхождения в состояние боевой готовности (обозначения:

ог - оптимальная, нд - начало деятельности).

1. Постепенный тип достижения оптимальной готовности к моменту начала боевой деятельности наблюдается у воинов с хорошей психологической устойчивостью, с качественной профессиональной (операционной) и психологической подготовленностью, позволяющей постепенно наращивать уровень боевой готовности при рациональном расходе энергетических затрат.

2. Взрывной тип достижения оптимальной боевой готовности характерен для тех воинов, которые способны уберечь себя от напрасной траты энергии на начальных этапах ее формирования и умеют использовать специальные приемы максимальной мобилизации своих возможностей для достижения оптимального уровня боевой готовности к требуемому, предстартовому моменту. Обычно это воины с хорошо развитыми волевыми качествами, умеющие нейтрализовать негативное влияние напряженности, отвлечься от тягостных переживаний перед началом боевой деятельности.

3. Опережающий тип достижения оптимальной боевой готовности проявляется в преждевременном выходе на режим максимальной психологической изготовленности. Таким воинам свойственна ярко выраженная деструктивная реакция на ожидание начала боевой деятельности, излишне эмоциональное восприятие самого известия о предстоящих боевых действиях, внешняя моторная и речевая активность, стремление ускорить ход событий. К моменту начала боевой деятельности такие личности преждевременно “перегорают”, выглядят безразличными, угнетенными, запаздывают с принятием ответственных решений, совершают неадекватные действия.

4. Отстающий тип достижения оптимальной боевой готовности характерен для спокойных, медлительных, флегматичных воинов. Основательно настраиваясь на предстоящую боевую деятельность, они все же, как правило, не успевают к требуемому моменту выйти на максимально возможный уровень изготовленности психики к бою. Подобное отставание может быть и при недостаточно сильной мотивации воина на участие в нежеланной для него боевой деятельности.

5. Мерцательный тип достижения оптимальной боевой готовности может возникнуть или при не поступлении в нужный момент боевой команды, или при развитии ситуации преждевременного выхода на режим максимальной изготовленности к бою. Так как наша психика не способна длительно находиться в таком состоянии, то через некоторое время происходит непроизвольное снижение уровня ее изготовленности, которое снова может быть восстановлено волевым усилием. В принципе возможно несколько таких колебаний, но так как при этом происходит быстрое истощение психических ресурсов, то подобный режим жизнедеятельности является весьма нежелательным.

Если сделать сравнительный анализ типов вхождения в состояние оптимальной боевой готовности, то в итоге предпочтение будет отдано постепенному и взрывным типам, причем взрывной тип более экономичен, а постепенный - более щадящ для психики воина.

Психологическое толкование боевой готовности чаще всего используется применительно к отдельно рассматриваемой личности воина и, как уже отмечалось, оценивается степенью изготовленности психики к конкретному виду боевой деятельности.

Военный аспект боевой готовности ориентирован на воинский коллектив (экипаж, боевой расчет, команду, подразделение и т.п.) и, как правило, определяется не только обобщенным уровнем изготовленности воинов к бою, но и такими факторами, как готовность боевой техники и оружия, удаленность личного состава от места боевого дежурства, характер предбоевой жизнедеятельности и т.д.

Знание психологической сущности боевой готовности военнослужащих как профессионалов своего дела, ее механизмов и особенностей проявления позволяет выработать отношение к управлению этим явлением в интересах повышения эффективности боевой деятельности воинов и воинских коллективов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: