Характеристика профессиональной подготовки воинов-операторов
Виды профессионального обучения (основные теории обучения).
Психология профессионального обучения
Распределение и использование военных специалистов в войсках.
Распределение и использование военных специалистов - сложная и очень ответственная часть подготовки профессионала.
Повышение квалификации военных кадров - одна из функций военно-профессиональной подготовки.
*В СССР через 10 - 15 лет специалист должен был пройти переподготовку.
* Это требовалось также при получении назначения на новую должность
* А также при смене специальности (при перходе на новую боевую технику)
В заключение следует еще раз напомнить сущность, содержание и структуру всесторонней подготовки к ратному труду (деятельности). И, прежде всего, поговорить о путях формирования ее динамической составляющей.
См. справочник по ИП стр.328.
Литература:
· Маркова А.К. Психология профессионализма.
· Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении, - М.:ВПА,1990г.
· Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии. – №2, 1982.
· Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. Психологический журнал №2, 1985.
· Шадриков В.Д. Проблемы проф. способностей. Психологический журнал №5,1982.
· Елбаев Ю.А. Диссертация канд. психолог. наук. М: ГА ВС,1991.
Характер обучения в зависимости от вида деятельности и ее продолжительности (срока службы воина-оператора) может быть:
· сложным, интеллектуальным
· упрощенным, (механическим)
Классическое обучение предполагает длительное овладение теорией, а затем практической отработкой действия. В работе оператора такой подход предполагает обучение единственному или нескольким возможным алгоритмам действия. Потери метода «проб и ошибок» уменьшены в данном случае в основном с помощью овладения теоретической основой.
Нашим соотечественником Гальпериным предложена и опробована иная система, позволяющая в ходе обучения готовить специалистов высокой квалификации за меньший срок. Это путь включения в деятельность при наличии ориентировочной основы. При этом обучение идет не методом проб и ошибок, а наиболее рациональным способом.
Обучение конкретной операторской деятельности включает в себя наличие ориентировочной и исполнительской частей.
Мотивационный этап. Формирование мотивов к качественному изучению и овладению деятельностью оператора.
Ознакомительный этап. Знакомство с деятельностью оператора на примерах работы специалистов.
Этап составления схемы ориентировочной основы действия. Алгоритмизация действий. Выполнение действий с небольшой скоростью, но обязательно без ошибок. (Например, провод самолета по глиссаде). Добиться обязательного четкого представления конечного требуемого результата действий.
Этап выполнения действия в материальной (материализованной) форме. Осознанный самоконтроль за выполнением действия. Применение опосредующих устройств, тренажеров.
Этап выполнения действия в громкой речи. Сопровождение правильно выполняемого действия проговариванием названия действия вслух.
Этап выполнения действия во внешней речи, но про себя. Проговаривание действий про себя.
Этап выполнения действия в скрытой (внутренней) речи. Правильное и быстрое выполнение действия.