Раздел. Теоретические основы этики. Этика деловых отношений

Тема 1: НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЭТИКА.

Еще Гегель различал мораль и нравственность. Под первой понимал совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе; под второй - систему существующих в обществе нравов, обычаев.

Сегодня: мораль – форма идеологии, а нравственность – область обычаев, нравов, нравственных отношений, связанных с уровнем обыденного сознания.

Мораль – субъективный внутренний духовный регулятор по­ведения, а нравственность – его социальный аналог. (Онтогенез и фи­логенез).

С позиции, когда мораль объективно отражает нравственность - они тождественны. Этика – наука, мораль и нравственность – предмет науки.

Этика - философская наука, ибо рассматривает мораль и нравственность в самых абстрактных определениях. Это, во-первых. Во-вторых, все, что относится к сущности человека, есть предмет философии, а не конкретных наук. Этика изучает нравственные отношения, возникающие между людьми или общностями людей в их совместной жизни.

Главное свойство морали и нравственности - выполнять в об­ществе функцию регуляции межчеловеческих взаимоотношений. При этом она качественно отличается от права…..

Сущность морали заключается в том, что она представляет со­бою форму саморегулирования совместной жизни людей, выражающую историческую необходимость его прогрессивного развития. На каж­дом историческом этапе эта необходимость проявляется в сознании и деятельности прогрессивных классов и слоев общества. В этом ее специфика: обще­ство не располагает никакой другой подобной формой регуляции. Ибо, если иметь в виду право, то оно апеллирует непосредственно не к социально-исторической необходимости, а к воле существующего государства, которое принадлежит господствующей элите. Только моральное регулирование опирается на идею должного, вы­ражающую всеобщую историческую необходимость, и именно по этой причине некоторые моральные нормы (так называемые «обще­человеческие») отличаются исключительной распространенностью и устойчивостью в традиции – несравненно большей, чем установле­ния права или обычая. Скажем, почему нужно заботиться о детях? Потому, что общество не могло бы ни только прогрессировать, но попросту существовать, стало бы невозможным воспроизводство человече­ской жизни.

В третьих, в этике находит отражение основной вопрос фило­софии

Материалистические тенденции в этике выражают: натура­лизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Общие черты натурали­стической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразно­сти, гармонии мирового разума, или природы человека, из его физи­ческой конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утвер­ждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении. Добро – все, что способно доставлять удовольствие, а все, что ме­шает этому зло. Эвдемонизм (счастье, блаженство) полагает добро не только как телесное удовольствие, но в более широком смысле как обладание всеми ценностями жизни физической и духовной, а также все то, что способствует достижению счастья. Он м/б индиви­дуалистическим (эгоизм - личное счастье - Фейербах), и обществен­ным (альтруизм - всеобщее счастье - Аристотель, Спиноза). В 19 веке натурализм вырождается в утилитаризме Бентама и Милля и волюн­таризм Шопенгауэра и Ницше.

В свою очередь идеализм в этике также достаточно многообразен: религи­озные доктрины, этические концепции объективного идеализм (Пла­тон, Гегель) субъективно-идеалистические интерпретации мораль­ного сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).

В-четвертых, корни этики в истории философии.

Различают следующие функции морали:

1. регулятивную (соответственно - нормативный аспект этики);

2. ценностно-ориентирующую (аксиологический аспект);

3. познавательную (гносеологический аспект);

4. воспитательную или гуманистическую (аспект социализации);

5. идеологическую (политический аспект).

Тема 2: ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛИ

Структура морали включает в себя::

1. Нравственная деятельность

2. Нравственные отношения

3. Моральное сознание.

Деятельность - совокупность совершаемых кем-либо (лицом, коллективом, народом) действий. Все действия людей можно рассматривать двояко: как действия-операции или как действия-поступки. Первые фиксируются дескриптивными (описательными) предложениями. Например, "человек бросился в воду". Вторые, т.е. поступки - это субъективно мотивированные действия, имеющие для кого-либо значение, и вызываюшие поэтому к себе то или иное отношение. Информация о поступке фиксируется оценочным предложением. Например, "человек бросился в воду, чтобы спасти ребенка". Здесь не только описывается действие, но также указывается их мотив (хороший или плохо), и подспудно содержится осуждение или одобрение действия. Это придает поступку нравственное содержание. Таким образом структура поступка включает в себя три элемента: а) мотив; в)результат, имеющий значение; в) отношение кого-либо к действию, к его результату, к мотиву (оценка).

Многие поступки получают широкое распространение, совершаются часто и становятся стандартными формами поведения. Такие поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами. Совокупность нравов, существующих в данном обществе или поступков, совершаемых индивидом, называется нравственной деятельностью данного сообщества людей или индивида. Таким образом, нравственная деятельность - это сторона или аспект человеческой деятельности, которая выражается в поступках и нравах.

Поскольку характер каждого поступка раскрывается в межличностных отношениях, то моральную деятельность можно определить как совокупность нравственных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: