Спортсменов 1-й группы для всех видов оружия
Требования и объем умений по тактической подготовке
1. Тактическое обоснование каждого технического приема и действия этой группы («тактика приема»), место этого действия в технической систематике приемов.
2. В учебно-тренировочном бою, нанося противнику укол или получив его, фехтовальщик 1-й группы должен уметь разобраться в действиях и сделать выводы о причинах поражения или успеха.
3. Спортсмен в процессе занятий должен выработать в себе специальную наблюдательность, чтобы в официальных соревнованиях по 1—2 боям противника в своей группе вместе с тренером мог составить характеристику и наметить общую схему будущего боя, учитывая слабые стороны противника и используя дополнительную собственную разведку в бою с ним.
4. Четко чувствовать свою дистанцию. Уметь благодаря смене амплитуды, ритма и направления своих передвижений вывести противника из привычной дистанции («растянуть» противника). При помощи игры дистанцией он должен получить объем навыков, позволяющий ему при концентрации внимания на подготовке своей атаки провести ее «врасплох» на беспечное сближение противника.
5. Уметь преднамеренно провоцировать контратаку и атаку противника соответствующими простейшими вызовами с последующим принятием своей «коронной» защиты из трех рекомендованных в каждом виде оружия и нанесением простого ответа.
Упражнения без партнера — своеобразная гимнастика фехтовальщика, проводимая с целью начального овладения основными положениями, специальными движениями и специфическими приемами, имитирующими дальнейшие боевые действия. Проводимые с оружием и без него, эти упражнения направлены на установление формально правильных координационных взаимоотношений между отдельными частями тела фехтовальщика, пространственно-временными и статистическими положениями.
Для спортсменов старших разрядов эти упражнения — основа для совершенствования боевых действий на фоне усложненной координации, изменения ритма и амплитуды движения; они составляют специальную разминку в тренировочных уроках и соревнованиях.
К достоинствам этого метода можно отнести:
а) руководящую роль и постоянный контроль группы со стороны тренера, направляющего учебный процесс в необходимое ему русло;
б) легкость дозирования нагрузки и создание повышенной плотности урока, приучающие занимающихся
к большим нагрузкам;
в) возможность поддержания дисциплины на нужном уровне;
г) воспитание чувства коллективизма, ответственности.
Основные недостатки этого метода — отсутствие общения с партнером, будущим противником и слабая представляемость ответных акций воображаемого противника, а также эмоциональная бедность этой формы. Устранение этого недостатка во многом зависит от знания и умения тренера мастерски применять все разнообразие методических приемов.