double arrow

Субсидии как форма межбюдж трансфертов

Если дотации по общему правилу призваны покрыть минимально необходимые расходы на соотв территории и они имеют, прежде всего, выравнивающ направленность, то субсидии представляют собой межбюдж трансферты, которые предоставляются бюджетам в целях софинансирования тех или иных расх обязательств публ-прав образования, получающего субсидию.

Фактически речь идет о предоставлении доп целевого финансирования на реализацию тех полномочий публ-прав образований, кот должны осуществляться этими публ-прав образованиями самостоятельно за счет средств собств бюджетов. Тем самым субсидии в значит мере приобретают стимулирующую направленность (но и этот характер нельзя абсолютизировать).

Предусмотренные в соотв бюджете субсидии образуют в соотв с БК РФ фонд софинансирования (обособл опр части расходов для целей субсидирования). БК РФ предусматривает создание фед фонда софинансирования расходов и рег фондов в составе бюджетов С РФ.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, а также критерии отбора публично-прав образований определяется законом того публ-прав обр, из бюдж кот выделяются субсидии, или нпа соотв высшего органа исп власти. Предоставление субсидий, не предусмотр такими актами не допускается!

См. прилож №30 к ФЗ о бюджете на 2011 год.

В посл годы отмечалась тенденция роста узкоцелевых субсидий в составе межбюдж трансфертов, предоставляемых С РФ.

В связи с этим Прав РФ предлагает вернуться к вопросу субсидирования, оценить его жффективность и существенно ограничить предоставление узкоцелевых субсидий, чтобы из средства стимулирования субсидии не превратились в вальготность и иждивенчество предлагаются след критерии:

имеются значит различия в обеспечении различных услуг между С РФ (стимулир и выравнивающ роль);

случаи повышения качества и/или объема публич услуг до установл показателя (С РФ за счет жтого повышают эффективность оказания публ услуг);

неравномерное распределение публичной услуги по С РФ.

Помимо этого предлагается повысить стимулирующ роль субсидий, прежде всего, за счет определения четких конечных целей субсидирования и сроков достижения этих целей, после чего предоставление субсидий дб прекращено. Презжде всего стоит цель воыш качества, объема, доступности гос и мун услуг.

Уже с 2012 в рамках этой программы №1101 предполагается осуществить постепенный переход к консолидации субсидий бюджетам С РФ в рамках ключевых направлений гос программ, прежде всего, в сферах совм ведения РФ и С РФ.

Постоянно озвучивается задача реализации конкурсного распредел субсидий. См. пост Прав от 26.05.2008 №392: утверждены правила формирования, предоставления и распределения субсидий из фед бюдж бюджетам С РФ и они определяют общие требования к субсидированию, а конкретный порядок предоставления субсидий разраб-ся в отнош каждого вида субсидий. Такие правила должны устанавливать критерии оценки качества исп-я субсидий. В кач-ве одного из главных кри териев названо повыш кач-ва и доступности услуг в соотв сфере. Правила предусматривают заключение соглашений между высшим органом исп власти С РФ и главным распорядителем средств фед бюджета о субсидировании. Если же показатели жффективности не достигаются и при этом отклонение от запланированного результата составляет более 50%, предоставление субсидий дб прекращено, поскольку оно не достигает цели.

Помимо распред субсидий непосредственно ФЗ о фед бюджете все чаще используется механизм распредел таких субсидий через главных распорядителей средств фед бюджета.

Например, постановлением Прав от 14.12.2009 №1011 утвреждены правила предоставления из фед бюджета бюджетам субъектов субсидий на реализацию доп мероприятий, направл на снижение напряженности на рынке труда. Бюдж ассигнования на цели выделения таких межбюдж субсидий выделяются фед службе по труду и занятости населения на софинансирование соотв региональных программ. Чтобы претендовать на такого рода субсидию С РФ должен представить рег программу, поясн записку к ней, финансово-эк обоснование объема субсидий, отчет о реализации программы за предшествующ период. В рамках такой программы С РФ должен принять на себя соотв расходные обязательства перед потребителями гос услуг в соотв сфере.

На уровне С РФ также дб определен уполномоченный орган для осущетсвления взаимодействия с фед службой по труду и занятости на основании соглашения. Распределение средств осуществляет фед служба по труду занятости насел, как главн распорядит средств бюджета на основании решения, принимаем межведомств рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда. Оно принимается на основании заключения минздравсоцразвития. Фед участие — не более 95% - таков предельный уровень субсидирования (стимулирующ роль?!).

Особый вид субсидий образуют субсидии из бюджетов поселений бюджетам мун районов на решение вопросов межмуницип характера. Такие субсидии, так же как и субсидии изымаемые в механизме горизонт выравн принято именовать обратными субсидиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: