Исполнение бюджета по расходам. Ст. 219 БК РФ определяет этапы исполнения бюджета по расходам

Ст. 219 БК РФ определяет этапы исполнения бюджета по расходам. Такое исполнение осуществляется в порядке, установленным соотв фин органом с соблюдением требований БК РФ.

С 01.01.2008 роль исполнительной власти в регулировании процедур в рамках исполнения бюджета усиливается, а регулирование в БК РФ становится все более рамочным.

Ранее исполнение бюджета по расходам рассматривалось как охватывающее весь процесс санкционирования и финансирования таких расходов, начиная от составления сводной бюдж росписи до списания средств со счета.

В условиях действующего регулирования подход законодателя иной — уточняются этапы исполнения бюджета по расходам. Законодатель пытается привязать их к жизненному циклу бюджетного обязательства.

Исполнение по расходам начинается с принятия обязательства получателем (денежное обязательство, кот должно быть исполнено за счет средств бюджета). Это, например, заключение гражд-прав договора.

Законодатель расписывает этапы исполнения бюджета по расходам, привязывается к жизненному циклу такого обязательства. При таком подходе за рамками исполнения по расходам остается не только утверждение сводной бюдж росписи, но даже и утверждение и доведение до получателей тех лимитов бюдж обязательств, в рамках которых они могут принимать на себя обязательства, подлежащие исполнению за счет средств бюджета.

Исполнение по расходам надо рассматривать с самого начала и до конца, не ограничиваясь подходом законодателя.

Первый этап — составление и утверждение сводной бюджетной росписи. Такая роспись — это документ, который составляется фин органом соотв уровня в целях организации исполнения бюджета по расходам, а также источникам финансирования бюдж дефицита в соотв с законом решением о бюджете.

Сводная бюдж роспись должна соответствовать показателям закона/решения о бюджете, должна обеспечить распределение средств между главными распорядителями в соотв с показателями закона о бюджете. Вместе с тем ст. 217 БК РФ предусматривает исчерпывающий перечень тех случаев, когда в такую сводную роспись могут быть внесены изменения без внесения параллельных изменений в сам закон решение о бюджете. Речь идет о таких обстоятельствах, предопределяющих внесение изменений, которые становятся неотвратимыми, и существование которых не может не быть значимым в том числе и для власти законодательной (представительной), то есть это обстоятельства, которые объективно предопределяют внесение соотв изменений, и которые не надо было бы даже обосновывать при внесении изменний в закон о бюджете. Это обстоятельства, которые могут предполагаться санкционированными законодательной представительной властью.

Это, например, изменения, обеспечивающие перераспределение бюдж средств в целях исполнения судебного акта. Или это случай недостаточности бюдж ассигнований для исполнения публичных обязательств в пределах 5 процентов от общего объема бюдж ассигнований.

Изменения показателей сводной бюдж росписи по расходам не могут приводить к сокращению бюдж ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств и на обслуживание долга.

Кроме сводной бюдж росписи БК РФ предусматривает утверждение бюдж росписей главными распорядит бюдж средств, в соотв с ассигнованиями, утврежденными сводной росписью.

След этап — доведение до распорядителей и получателей бюдж назначений в соотв с бюдж росписью. В настоящ время можно выделить три вида таких бюдж назначений:

· объемы бюдж ассигнований — предельный объем денеж средств, выделяемых распорядителям и получателям в данном фин году;

· лимиты бюдж обязательств — объем прав получателя или распорялителя в денежном выражении на принятие и исполнение бюдж обязательств в текущем фин году и/или плановом периоде. Таким образом, бюдж учреждения, а казен учр в перспективе имеют право принятия на себя денеж обязательств, предполагающих оплату за счет средств бюджета исключительно в пределах доведенных до них лимитов бюдж обязательств. Доведение такого лимита означает, что вышестоящий орган в соотв с законом (решением) о бюджете уже принял на себя обязанность профинансировать распорядителя получателя в соотв объеме, а значит, распорядитель получатель вправе в свою очередь принимать на себя денеж обязательства в соотв объеме и с направлением их на соотв цели. Принято обязательство предоставить деньги в будущем, но деньги по разным обстоятельствам могут и не дойти. Лимиты дают юр право заключать сделки и принимать обязательства за счет средств бюджета;

· практика также предопределила введение "объемов финансирования расходов" — это объем прав получателя распорядителя на оплату принятых в пределах установленных лимитов денежных обязательств. В их пределах осуществляются кассовые расходы со счета бюджета по поручению получателя (учреждения). Введение объемов финансирования расходов было осуществлено в целях оптимального управления кассовой наличностью. То есть их введение обеспечивает наличие на счете бюджета денежных средств в момент осуществления кассового расхода на момент исполнения денежных обязательств получателей, принятых ими ранее в пределах доведенных до них лимитов бюдж обязательств. Это инструмент управлению ликвидностью; это тот инструмент, который обеспечивает присутствие на счете денеж средств в момент, когда необходимо осуществлять кассовый расход, однако исключается наличие средств на момент принятия денеж обязательств.

Сохраняется и получает закрепление в БК норма о том, что заключение и оплата гос мун контрактов и договоров бюджетными учреждениями исключительно в пределах лимитов и с учетом принятых и неисполненных обязательств (ст. 161).

При нарушении данного положения договор, заключенный с превышением установленных лимитом, может быть признан недействительным по иску главного распорядителя средств бюджета. Бюдж законодат не предусматривает специал последствий такой недействиетльности, а значит, применяется ГК РФ — двусторонняя реституция. Более того в соотв со ст. 161 БК РФ сделка, зхаключ с превышением лимитов, признается не ничтожной, а оспоримой. Само бюдж учреждение на это ссылаться не может (в том числе при судебном разбирательстве по другому спору (присуждение к исполнению)).

Если сделка с превышением лимита была заключена и до момента оспаривания глав распорядителем частично исполнена, в случае ее признания недействит по иску глав распорядит в части, в которой сделка была исполнена, это сделка подлежит оплате за счет средств бюджета.

Раньше: если сделка признавалась недействит она не подлежала оплате за счет средств бюджета, по крайней мере в теч текущего фин года (это специфич последствие).

Свою позицию по данному вопросу выразил ВАС РФ в 2006 году в пост пленума №23 (п.15.1).

Следующ этап — принятие бюдж обязательств получателями путем заключения гос мун контрактов, иных договоров, принятия таких обязательств в односторонне-властном порядке в соотв с законом или иным нпа публичного образования.

На сегодняшний день определен порядок учета бюдж обязательств получателей средств фед бюджета приказом МинФИна 2008 года №98н. Основанием принятия таких обязательств на учет органами ФК являются сведения, предоставляемые самими получателями. При этом постановка на учет сопровождается проверкой ОФК в том числе на непревышение принятых обязательств доведенным учреждению лимитам. В случае их превышения обязательство все равно ставится на учет, но не позднее 2 рабочих дней информация об этом доводится до получателей. Такой учет обязательств преследует цель осущетсвления постоянного мониторинга за принятием таких обязательств в целях обеспечения таких обязательств выделенным получателю бюдж средствам и ни в коей мере такой учет не может рассматриваться как аналог гос регистрации таких обязательств или договоров, из которых такие обязательства вытекают. Именно поэтому при превышении лимита при принятии обязательств последствием становится лишь информирование глав распорядителя об этом.

В конечном счете, такой договор может быть оспорен глав распорядителем в суде.

Приянтие обязательств осуществляется в пределах лимитов, а также с учетом уже принятых обязательств. Оплата обязательств осуществляется в пределах объемов финансирования расходов (ст 226.1 БК РФ).

Ст. 161 БК РФ: устанавливается еще один доп механизм обеспечения публичного и частного интереса в рамках исполнения бюджета по расходам, в соотв с которым если исполнение обязательств получателем бюдж средств становится невозможным по причине уменьшения ранее доведенных до него лимитов, такой получатель должен обеспечить согласование со своим контрагентом новых условий и сроков договора. При этом контрагент может рассчитывать только возмещением реального ущерба, обусловленного таким изменением условий договора.

В рамках уточненной бюджетно-правовой концепции бюджетная смета получателя признается документом, устанавливающим в соотв с классификацией расходов бюджета лимиты бюджетных обязательств. Бюдж смета стала перечнем доведенных до получателя бюдж средств лимитов бюдж обязат. На переходный период в условиях сохранения особого режима доходов учреждений от приносящей доход деятельности, в условиях когда учреждения сохраняют опр самостоят в распоряж такого рода доходами наряду с бюдж сметой может быть также смета доходов и расходов по приносящей доход деятлеьности.

По завершении переходного периода к числу получателей бюдж средств будут отнесены исключительно КУ, они утратят самост право распоряжаться доходами от ПДД. БУ соотв утратят статус получателя бюдж средств и со сметного финансирования будут переведены на выделение субсидий на возмещ нормативных затрат на выполнение заданий собственника.

Этап подтверждения денежных обязательств

См. ст. 219 БК РФ.

Подтвердить-то может прежде всего само учреждение.

В рамках этого этапа получатель бюдж средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денеж обязатлеьства в соотв с платежными и иными документами. Под подтверждением законодатель подразумевает направление учреждением в орган, где ему открыт лиц счет, платежных и иных документов для целей оплаты принятого в соотв с лимитом денеж обязательства.

Особого смысла в выделении этого этапа нет.

Этап санкционирования оплаты

В рамках этого этапа орган, осуществляющий ведение лиц счета учреждения, осуществляет разрешительную надпись после проверки представленных получателем документов с учетом имеющихся отраженных на счете лимитов бюдж обязательств. На этом этапе уполномоч орган осуществляет контроль за совершением расх операции учреждением. Прежде всего, он заключается в проверке на соблюдение доведенных лимитов. Также контролируется право учреждения произвести авансовую оплату по договору (поскольку авансовая оплата еще неисполненной сделки осуществляется лишь в исключит случаях) и проч. После осуществления предварит контроля совершается разрешит надпись, которая позволяет осуществлять кассовый расход с единого счета бюджета, то есть осуществить оплату обязательства за счет средств бюджета.

Лишь только публич нормативные обязательства могут исполняться не в пределах лимитов, а в пределах доведенных бюдж ассигнований.

Этап подтверждения исполнения денеж обязательств.

Это подтверждение осуществляет тот орган, по поручению кот осуществляется кассовый расход с единого счета соотв бюджета. Такое подтверждение осуществляется на основании платеж документов, которые подтверждают факт списания денеж средств с единого счета в пользу контрагентов бюдж учерждения или иных субъектов, перед которыми получатель бюдж средств принял денеж обязательство.

Отражение всех этих операций в процессе исполнения бюджета по расходам осуществляется на лиц счетах получателей.

СХЕМО 16

Реальный этап завершения переходного периода будет связан с переоформлением лицевых счетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: