Законодатель не оперирует этим понятием; теоретически же можно выделять их по критерию основания и условий выделения средств бюджета.
Такой подход позволяет выделить нижеследующие формы.
1. Ассигнование на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений и на осуществление закупок по государственным, муниципальным контрактам (после редакции №83-ФЗ — казенные учреждения)
С принятием БК РФ наметилась тенденция стремления законодателя как можно больше ограничить самостоятельность участия бюджетных учреждений в гражданском обороте. Это объясняется стремлением исключить формирование у них несанкционированных собственником задолженностей, по которым в порядке субсидиарной ответственности несет ответственность публичный субъект.
Так, для учреждений было ограничено право самостоятельно заключать гражданско-правовые сделки за счет средств, предоставляемых им по смете (2000 МРОТ — верхний предел). Иные же сделки бюджетные учреждения должны были заключать в виде государственных, муниципальных контрактов, то есть от имени соответствующего публично-правового образования в тех случаях, когда бюджетные учреждения на это уполномочены.
|
|
В конечном счете, эта тенденция привела к тому, что законодатель полностью отверг наличие у бюджетных учреждений каких-либо собственных нужд и на сегодняшний день №63-ФЗ исчерпывающим образом определяет те цели, на которые могут выделяться ассигнования бюджетным учреждениям. Это всего лишь четыре цели:
· оплата труда работников (служащих);
· уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему;
· ассигнования для целей возмещений вреда, причиненных учреждением;
· оплата товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд.
То есть никаких собственных нужд у учреждения быть не может; оно создается для того, чтобы обеспечивать выполнение функции государственных, муниципальных органов! Требования №94-ФЗ от 08.05.2010 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд" на них распространяются полностью.
То есть, бюджетное учреждение, несмотря на то, что в гражданском праве продолжает рассматриваться в качестве самостоятельного юридического лица, в бюджетном праве рассматривается в качестве субъекта, утрачивающего статус самостоятельной экономической единицы. В бюджетном праве оно рассматривается лишь как инструмент в руках публичного субъекта для обеспечения принятия и последующего исполнения расходных обязательств самого публично-правового образования с правом по распоряжению определенной частью казенных средств публично-правового образования.
Смета бюджетного учреждения представляет собой перечень лимитов, предоставленных этому бюджетному учреждению.
Закупка товаров, работ, услуг может осуществляться не только с целью обеспечения функций учреждений, но и в связи с непосредственной реализацией задач и функций органов государственной власти (оборонный заказ; закупки в материальный резерв и т. д.).