Психокоррекция - это психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.
Для того чтобы поводить психокоррекцию, необходимо знать норму и варианты психологического развития человека (возрастные, половые, социальные, культурные и т.д.). Кроме того, следует учитывать динамичность процесса становления личности.
При психокоррекции из человека «лепиться» оптимальный для него или для общества образ. Применяются: советы, беседы, тренинги, релаксационные и суггестивные методики.
Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.
Принято разделят психотерапию на общую и частную.
Под общей психотерапией понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с беленью.
Частная применяется в клиникезаболеваний, где на первое место выходят психические методы лечения, которые и составляют основное лечение.
Задачи психотерапии:
- медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
· устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;
· поощряет свободное выражение чувств, обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему совет в кризисной ситуации;
· обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
- поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
- помогает устранить дезадаптивное поведение и формировать новые, адаптивные стереотипы;
- содействует осознанию (инсайту) и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
- помогает мобилизовать психические и физические регрессы организма для преодоления недугов.
Формы психотерапии:
1.индивидуальная
2.семейная
3.групповая
Психотерапевтические методы и приёмы.
I. Когнитивные и поведенческие методы.
Когнитивные методы основаны на обращении к разуму больного, его логике и личным ценностям: рациональная терапия (психотерапевтическое убеждение путём использования логической аргументации с целью изменения неадекватных установок и оценок больным своего заболевания).
Поведенческие методы психотерапии разработаны на базе бихевиоризма. Методики: систематическая десенсибилизация (строится на погружении человека в реальную или воображаемую ситуацию, вызывающую страх, в результате чего происходит его затухание); парадоксальная интенция (используется при лечении фобий; изменение отклонения к фобии достигается за счёт доведения ситуации до абсурда: «Покажи, как ты начинаешь краснеть и дрожать перед выступлением»); аверсивная психотерапия (используется для избавления от вредных привычек путём вызывания у пациента реакции отвращения).
II.Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определённого состояния или побуждения к определённым действиям. Методы: прямое словесное внушение (содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения; эффективен при истерических расстройствах). Гипнотерапия (использование гипноза в лечебных целях; гипноз – временное состояние сознания, характеризующая сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании и внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания).
III.Методы самовнушения. – осмысленное самовоздействие человека на психику и через нее на весь организм. Сеансы можно проводить в любой обстановке и в любое время. Методы: метод прогрессивной мышечной релаксации (посредством произвольного самовнушения снимается напряженность определенной группы мышц, благодаря чему можно избирательно влиять на отрицательные эмоции); метод аутогенной тренировки (включает набор упражнений, последовательно осваиваемых самим пациентом, суть которых состоит в достижении при помощи аутосуггестии мышечной и психической релаксации и способности регулировать ряд вегетативных функций).
IV.Психодинамические методы – созданы на базе классического психоанализа и ведущей считают роль внутриличностных конфликтов. Направлена на выведение неосознаваемых конфликтов и их причин в сознании.
Медицинский работник должен знать структуру и содержание психологической помощи пациентам, в зависимости от периода болезни.
В первые дни болезни:
• успокоить;
• вселить уверенность в благополучном исходе заболевания;
• помочь психологически пережить это трудное для больного время.
В период стационарного лечения:
• создать у больного установку на лечение;
• сформировать правильное представление о болезни;
• объяснить значение проводимых лечебных мероприятий;
•психологически подготовить к выписке.
После выписки из стационара:
• укрепить уверенность в своих силах, создать установи) на возврат к посильному труду;
• выработать и закрепить новую линию поведения, соответствующую положению больного;
• создать установку на дальнейшую физическую активизацию.
4. С емейный подход в медицине.
Как система семья выполняет целый комплекс разнообразных функций, чем обеспечивает свое нормальное существование. Все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Разлад в этой системе, потеря ее элементов влекут за собой изменения во всех ее остальных частях и нередко приводят к кризису и умиранию семьи.
Семейная психотерапия - относительно новая дисциплина в структуре психологического образования, но связи с интенсивным развитием семейной медицины в нашей стране становится все более актуальной.
Семейная психотерапия — это такой метод лечения, который воздействует на взаимоотношение, приводит к ликвидации конфликтов и семейных кризисов, упорядочиванию ролей и функций всех участников терапии, а через это - к улучшению функций организма каждого члена семьи.
Этот вид психологической помощи базируется на системном подходе, т. е. исследуется не отдельный индивид как «таковой», а с учетом его места в семье, рассматриваемой как целостный единый организм. Один и тот же субъект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Исследуется проблема порождения свойств целого (всей семьи) из свойств элементов (членов семьи), и наоборот. Источник преобразования системы лежит в самой системе, так как она является самоорганизующейся. В семейной психотерапии необходимо изменять структуру всей семьи, так как проблема находится во взаимоотношениях членов семьи.
Семья как система изучается с трех сторон.
А. Структурно, через диадные подсистемы (муж-жена; брат-сестра) или триадные (бабушка-мать-дочь; отец-сын—дочь и т. д.).
Б. Функционально, т. е. как семья поддерживает взаимоотношения, обеспечивает защиту и личностный рост своих членов, воспитывает детей.
В. С точки зрения развития семьи, т. е. стадии развития, кризисы.
Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и необходимость приобретения новых способов поведения ее членов.
В каждой семье существуют правила, которые позволяют поддерживать стабильность и порядок. Если при изменении обстоятельств в эти правила вносятся изменения, то семья продолжает успешно функционировать как система. Многие правила не осознаются членами семьи и выполняются автоматически. Семейная психотерапия помогает осознать неписаные правила и при необходимости пересмотреть некоторые из них.
Заболевание одного из членов семьи вызывает нарушение гомеостаза семьи как системы. Первая реакция близких - тревога, беспокойство о здоровье заболевшего. Ему начинают сочувствовать, освобождать от некоторых обязанностей по дому, оберегать. Но если болезнь затягивается, то последующая реакция будет зависеть от диагноза и от того, какое положение в семье занимал больной до болезни.
• Доброжелательная. Если больной был уважаемым и любимым членом семьи, то о нем продолжают заботиться организовывают щадящий режим.
• Противоположная реакция — равнодушие, больному не обеспечивают необходимый уход и внимание.
• Терпимая реакция. За больным признается право на болезнь, но эмпатического, душевного отношения к нему не проявляют.
• Изгоняющая, или отрицательная, реакция проявляется в демонстрации ненужности заболевшего члена семьи, мешающего остальным. Родственники требуют госпитализации больного, помещения его в хоспис. Если этого не происходит, то отрицательное отношение переносят и на медработников. Приходящей делать инъекции медсестре выражают недовольство, придираются, обвиняют по мелочам.
• Тревожная реакция. К больному проявляют излишнюю и ненужную опеку, скрупулезно выполняют рекомендации врача. Тревога может передаваться пациенту и способствовать появлению ипохондрических идей.
• Реакция, вызывающая страх и тревогу, что у других членов семьи будет такая же болезнь. Это проявляется в подробных расспросах, выяснении о возможности передачи по наследству или заражения. Легко переходит в отрицательную или изолирующую реакцию.
• Изолирующая реакция распознается по ограничению общения с больным, ему отводят отдельную комнату, запрещают детям видеться с ним.
Главный принцип общения близких людей в кризисной ситуации (а таковой является и серьезное заболевание одного из членов семьи) - понимать и принимать весь спектр возникающих чувств. Надо, чтобы больной ощущал, что ему разрешают выражать свои чувства и даже поощряют это. Ведь если он будет лишен этого, то у него возникнет чувство одиночества. Просто выслушать, не давая оценки, а потом разобраться в своих чувствах - все это приведет к взаимопониманию.
Надо чаще обнимать, дотрагиваться до больного, но только тогда, когда в этом есть искренняя потребность. Не стоит искусственно угождать больному, жалеть его. Чувства окружающих людей часто отличаются от переживаний больного. Родные могут быть озабочены каждодневными практическими проблемами, а больной человек окутан тревогой, страхами. Любую инициативу и самостоятельность больного надо поддерживать и помогать ему в осуществлении задуманного, при этом не стоит относиться к нему как к беспомощному ребенку или жертве. Поддержка самоуважения и заверение в том, что родные будут с ним рядом, помогут, когда это будет необходимо. Не надо лишать больного возможности самому заботиться о себе.
Необходимо обращать внимание на любое улучшение состояния здоровья. Хорошо, если потребности больного будут не преобладать, а сопрягаться с потребностями близких людей. Лучше заниматься с ним какой-то деятельностью, не относящейся к болезни.