Экономическое развитие Франции до и после первой мировой войны

Франция была аграрно-индустриальною страной: 43 % ее жителей были заняты в сельском хозяйстве. Темпы промышленного развития Франции в начале XX в. были срав­нительно невысокими (2,5 % в год). На фоне общего отставания во Франции быстрыми темпами развива­лись авиастроение и производство автомобилей (второе место в мире после США), химическая и электротехническая промышленность. Орга­низация французского банковского дела не уступала никакой европей­ской стране, государство получило славу мирового кредитора.

Франция сильно пострадала от войны. Потери убитыми составили 1,3 млн. человек. Кроме того, 750 тыс. человек остались инвалидами. Из строя было выведено 6 тыс. км железных и 52 тыс. км шоссейных дорог. Немцы разрушили и повредили 550 тыс. домов и около 23 тыс. фабрик и заводов, шахт, погибла половина торгового флота. Общие потери оценивались в 134 млрд. золотых франков. Война подорвала французские финансы. Франция из страны-кредитора превратилась в страну-должника. Ее военные и послевоенные долги США и другим странам составили 62 млрд. франков. Общий государственный долг Франции в 1920 г. достиг 300 млрд. франков.
Экономический кризис, связанный с перестройкой промышленности после окончания войны, продолжался с 1918 по 1921 г. Цены на продовольствие и товары народного потребления выросли в 5 – 7 раз по сравнению с довоенным уровнем, налоги увеличились в 4 раза, а номинальная заработная плата возросла только в 2 – 2,5 раза.
Однако в целом победа в войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
В связи с ростом крупной промышленности увеличилась численность французского рабочего класса и, что особенно важно, возросла прослойка индустриальных рабочих. Однако и в начале 20-х гг. большинство французских рабочих было занято на мелких и средних предприятиях


В феврале 1920 г. началась забастовка железнодорожников на линии Париж – Лион – Средиземное море, которая переросла во всеобщую забастовку железнодорожников. Забастовщики требовали соблюдения 8-часового рабочего дня, признания прав профессиональных союзов, повышения заработной платы.
Левобуржуазное правительство Э.Эррио объявило политическую амнистию. Значительная часть железнодорожников, уволенных за участие в забастовке 1920 г., была восстановлена на работе. Было ассигновано 300 млн. франков на нужды жилищного строительства.
Таким образом, под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: