Буссольная съемка местности. Построение плана
Изучение земной поверхности.
Цель работы: приобретение навыков геодезической инструментальной (буссольной) съёмки участка местности и построения его плана по рассчитанным румбам сторон.
Оборудование: буссоль БГ-1, мерная лента, геодезические вешки и колышки, калькулятор, чертёжные и измерительные инструменты.
Порядок работы
1. Произвести выбор полигона, закрепить его углы (станции) на местности вешками.
2. Определить положение станции 0 относительно ближайшего знака государственной геодезической сети (репера).
3. Определить дирекционный угол стороны 0-1 с помощью буссоли БГ-1.
4. Зафиксировать задние и передние отметки на лимбе буссоли последовательно на всех станциях при обходе полигона по ходу часовой стрелки.
5. Произвести двукратный промер горизонтального проложения сторон полигона мерной лентой.
6. Определить в камеральных условиях внутренние углы полигона с использованием формул:
Ув = Оз – Оп,
или
Ув = Оз + 360° – Оп,
где Ув – внутренний угол, Оз – задняя отметка, Оп – передняя отметка.
7. Определить дирекционные углы последующих (за стороной 0-1) сторон по формуле
А посл = А пред + 180° – Ув,
где А посл – дирекционный угол последующей стороны, А пред – дирекционный угол предшествующей стороны, Ув – внутренний угол.
8. Определить румбы сторон по формулам:
R 1 = A 1,
R 2 = 180° – A 2 ,
R 3 = A 3 – 180°,
R 4 = 360° – A 4.
9. Определить допустимые и фактические ошибки измерений по следующим формулам:
- при определении допустимой ошибки измерения расстояний:
f l = P /400,
- при определении допустимой ошибки измерения углов:
fg = 1,5 t ’,
где Р – периметр участка, м; n – количество углов полигона;
t’ – точность инструмента.
Фактическая ошибка при измерении расстояний определяется как разность между двумя промерами периметра сторон. Фактическая ошибка при измерении углов определяется как разница между фактической и теоретической суммой углов полигона, причём последняя определяется по формуле
Σтеор = 180° (n – 2),
где n – число углов полигона.
10. Результаты вычислений представить в форме таблицы (см. пример выполнения данного задания в табл. 2).
Таблица 2