Мелочи неудач

Анкета

ОЦЕНКА САМООТНОШЕНИЯ

НЕКОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА

Представление человека о себе во многом зависит от того, каким образом его оценивают окружающие. Особенное значение для человека приобретает мнение значимых для него людей.
Значимость другого связана с тем, принадлежит ли этот другой к референтной для данного человека группе. Большое значение имеют личные взаимоотношения (друг — враг).
Наиболее благоприятными для формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения являются такие отношения, при которых люди принимают друг друга такими, какие они есть. Это не означает отсутствия критики, однако она должна быть конструктивной. Такая критика не направлена на конкретную личность. Она обращена к трудной ситуации. Смысл конструктивной критики можно выразить следующим образом: «У нас есть проблема — давай найдем ее решение».
Чересчур обобщенная критика, особенно включающая ярлыки («ты — лентяй», «ты — глуп» и т.д.), а также слова «всегда», «никогда», как правило, обидна и не соответствует действительности. Такая критика унижает достоинство человека и не может быть им принята без ущерба для собственной личности.
Ребенок или подросток, которого постоянно заставляют чувствовать себя глупым, начинает воспринимать эту оценку всерьез. Не желая оказаться униженным, такой ребенок отказывается от решения трудных для себя задач. «Уход от ситуации» становится для него основным способом психологической защиты. Не выполнить домашнее задание, прогулять контрольную — лучший способ избежать унижения.
Оскорбительная для человека критика вызывает у него обиду, злость и желание ответить тем же. Ребенок начинает защищаться, оправдываться, отвечать резкостью на резкость, критикой на критику, криком на крик.

Для того чтобы оценить, сформировано ли у ребенка позитивное самоотношение, можно предложить ему ответить на вопросы небольшой анкеты. При этом необходимо предупредить, что его ответы не станут известны одноклассникам (сделать это лучше в письменном виде, отметив это в инструкции).

1. Я могу назвать, по крайней мере, два своих положительных качества, например: «Я — хороший спортсмен». (Да, нет)

2. Для того чтобы на меня обратили внимание, мне не надо хулиганить или пускать людям пыль в глаза. (Да, нет)

3. Каждый раз, когда я допускаю ошибку, я чувствую себя неудачником. (Да, нет)

4. Если я хорошо выполнил какую-нибудь работу, я обычно жду, чтобы кто-нибудь сказал мне об этом. (Да, нет)

5. Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет)

6. Ребята из моего класса любят меня. Мне не нужно притворяться или делать что-то, что мне не нравится, чтобы угодить им. (Да, нет)

7. Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет)

8. Если кто-то начинает «давить» на меня, я чувствую себя абсолютно беспомощным. (Да, нет)

9. Мне бывает трудно сказать другим что-то приятное, поэтому я обычно этого не делаю. (Да, нет)

10. Если бы я выглядел лучше, ребята любили бы меня больше. (Да, нет)

Безусловно, отношение ребенка к самому себе во многом зависит от учителя. Последний способен поддерживать ребенка, демонстрируя его принятие в любых ситуациях, может помочь ему повысить самоуважение, используя специальные приемы.
Уверенность в себе, позитивное самоотношение подвергается испытаниям, если человек сталкивается с неудачами и неприятностями. Очень важно помочь детям осознать, что самооценка может меняться в зависимости от внешних обстоятельств, в том числе и от мелочей. С этой целью можно использовать следующий прием.
Ведущий зачитывает или рассказывает детям историю о ребенке, в которой описывается его обычный день. Детям предлагается оценить, какие чувства вызвали у героя рассказа те или иные события (нужно написать на листочке соответственно знак «плюс» или «минус»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: