Общее понятие семьи традиционного права.
Особенности мусульманского права.
Общее понятие и регион распространения семьи мусульманского права.
1. Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.
Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:
одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме;
в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.
2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы стран мусульманской правовой семь и являются:
ü признание Божественного происхождения права, а, следовательно, его обязательности и нерушимости;
ü переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;
ü вторичное значение нормативно-правовых актов;
ü незначительная роль судебной практики;
ü большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);
ü непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;
ü приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.
Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал,
Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.
ВОПРОС 88. Семья традиционного (обычного) права
1. Семья традиционного права - наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).
Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии и Папуа новой Гвинеи; на островах Океании.
2. Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:
ü неписаный (некодифицированный) характер права;
ü основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;
ü сосуществование отдельно друг от друга "цивилизованной" правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи;
ü регулирование обычаями, как правило, поведение коллектива, а не отдельного индивидуума;
ü коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом;
ü осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;
ü архаичность многих обычаев;
ü уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;
ü месть - при тяжком преступлении ("око за око, зуб за зуб, кровь за кровь").
ВОПРОС 89. Источники права
в Российской Федерации