Конституция 1946 г

Новая конституция закрепила ряд новых политических принципов, сложившихся к тому времени в европейских конституциях 40-50-х годов. Ее преамбула подтверждала положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В то же время в конституции закреплялись новые экономические и социальные права: равноправие мужчин и женщин, и народов зависимых стран; право на труд, отдых и материальное обеспечение по нетрудоспособности; на забастовки; коллективное определение условий труда; на всеобщее бесплатное
образование.

По форме правления Франция становилась парламентской республикой (идея абсолютного парламентаризма) и потому нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным органом государства. Высшая палата – Совет
республики
– наделялась лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не считались обязательными для Национального собрания.

Национальное собрание избиралось на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий определялся пятью годами, а Совета – шестью, при обновлении каждые три года наполовину. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, а также ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны.

Принятый собранием законопроект поступал на рассмотрение Совета республики, который в двухмесячный срок должен сделать на него свое заключение.

Национальному собранию предоставлялось право контроля за правительством, абсолютным большинством утверждая или отклоняя состав нового правительства. По абсолютному большинству членов собрания (резолюция порицания) правительство могло отправляться
в отставку.

Главой государства являлся президент республики, избираемый на совместном заседании обеих палат сроком на семь лет, и мог быть переизбранным. Он назначал членов государственного совета, послов, префектов и других высших гражданских и военных чиновников. Подписывал и ратифицировал международные договоры. Акты президента скреплялись подписью председателя Совета министров и одного из министров. Однако, по сравнению с предыдущей конституцией, президент лишался ряда существенных прерогатив: роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору министров и т. д.

Исполнительная власть вручалась Совету министров – органу, осуществляющему непосредственное государственное управление страной. Назначение председателя Совета министров и министров производилось президентом, но только после вынесения Национальным собранием доверия этим лицам. Вместе с тем, Совет министров обладал правом роспуска Национального собрания в случае, если оно в течение 18 месяцев выносило правительству вотум недоверия. На период между роспуском и созывом собраний образовывалось коалиционное прави-тельство с участием представителей всех партий собрания. Предсе-дателем Национального собрания временно становился премьер-министр. Новые выборы производились не ранее 20 и не позднее 30 дней после роспуска.

Конституция оставила почти без изменений старую систему контроля и надзора правительства за местным самоуправлением – генеральными советами в департаментах и муниципальными советами
в коммунах. Префект оставался полным хозяином в департаменте.

Старая судебная система фактически также сохранилась. Руководил судами Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет назначал и ведал передвижением судий, являлся дисциплинарным судом в отношении судий.

Однако в глазах французов новая конституция не оправдала надежд, и страна постепенно возвращается к «режиму Собрания». Частые правительственные кризисы (за 12 лет сменилось 45 прави-тельств) подорвали веру французов в конституцию.

Проблемы в модернизации экономики, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны
в этой связи потребовали активного вмешательства государства
по установлению твердой власти. Этим воспользовалась голлистская партия «Объединение французского народа» (РПФ), которая потребовала отмены конституции и создания сильной исполнительной власти. С распадом в 1947 г. трехсторонней коалиции, в 1948-1951 г. восстанавливается мажоритарная избирательная система. В результате конституционной реформы 1954 г. премьер-министр наделялся дополнительными прерогативами по роспуску Национального собрания, расширяются права Совета республики, который становится полноправным участником законодательного процесса. Путем конституционной практики усиливается роль и влияние
президента.

В мае 1958 г. офицеры колониальных войск в Алжире выступили против республики. Это приводит к падению Четвертой республики,
а в результате принятия в 1958 г. новой конституции во Франции возникает Пятая республика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: