Политическая система общества

20.10.2011

.... неконституционные принципы:

· Принцип сочетания линейных и функциональных начал в формировании и функционировании механизма государства. Это означает, что при построении да и при функционировании механизма государства, сочетаются две формы построения и действия органов государства: линейная система и функциональная. Линейная система означает, что нижестоящий орган государственной власти (объект правления) по всем направлениям своей деятельности подчиняется только одному непосредственно вышестоящему органу (субъекту управления). Функциональная система предполагает, что в каждом из направлений деятельности объекта управления руководство осуществляет отдельная, самостоятельная вышестоящая инстанция. Линейная система более проста, происходит оптимизация управления, чётко персонифицирована ответственность за организацию управления нижестоящим органом. Направления деятельности может быть разнообразными, отсутствует специализация (утрачивается качество управления в каждом из отдельно взятых направлений деятельности). Функциональная система более сложна, но в тоже время она предполагает более качественное управление (специализация), повышение эффективности функционирования власти. Но в тоже время возникает проблема разграничения компетенции, возможность дачи противоречивых указаний. Ответственность за состояние управляемого объекта размывается. Приоритет отдаётся линейным началам.

· Сочетание коллегиальности и единоначалия. Коллегиальность и единоначалие это тоже две системы и построения механизма государства и две системы принятия решения органом государственной власти. Коллегиальность предполагает, что орган либо сам является коллегией, либо этот орган возглавляется коллегией и решения принимаются коллегиально. Единоначалие предполагает, что орган возглавляется единоличным руководителем, который принимает решения по направлениям деятельности этого органа. Коллегиальный орган – наиболее эффективное, продуманное решение принимается потому что есть дискуссия. При единоначалии – непродуманное субъективное решение. Но при коллегиальном рассмотрении утрачивается оперативность. В коллективе размывается ответственность. Преимущество единоначальной системы – оперативность, ответственность. Одним из вариантов преодоления единоначалия – создание в единоначальном органе совещательного коллегиального подразделения.

· Принцип ответственности в границах компетенции. Реализация этого принципа предполагает необходимость четкого и точного определения того, кто именно должен нести ответственность за принимаемые решения, за его качество и содержания. Предполагается, что каждый орган, должностное лицо должно нести ответственность лишь за решение тех вопросов, которые входят в круг его компетенции.

· Принцип непартийности государственной службы. При принятии решения государственный служащий не может быть связан решением партийных или иных общественных, религиозных объединений. Он должен руководствоваться только своими должностными обязанностями.

· Принцип иерархичности в построении функционирования органов государственной власти. Подчинение нижестоящих должностных лиц и органов вышестоящим должностным лицам, органам и обязательность исполнения решений вышестоящих органов нижестоящими.

Принципы можно разделить на общие и частные.

Общие принципы. Это те принципы, которые опередляют порядок функционирования всей системы органов государственной власти.

Частные принципы определяют порядок функционирования отдельных подсистем (принципы организации и функционирования судебной власти – гласности, открытости, состязательности). Можно выделить специфические принципы органов прокуратуры и т.д.

Проблемы классификации органов.

Существует много критериев классификации органов государства. В современной юридической литературе традиционно проводят классификацию с принципа разделения властей:

1. Законодательные

2. Исполнительные

3. Судебные

Специфика современного российского государства, фактического его построения в эту классическую модель разделения властей не вписывается. Есть целый ряд органов, которые нельзя однозначно отнести в какую-то ветвь власти. Одним из признаков исполнительной власти предполагает исполнительно-распорядительный порядок деятельности (организация исполнения законов) и в связи с этим эти органы наделяются возможностью издания подзаконных нормативно-правовых актов.

В зависимости от способа образования, органы государственной власти подразделяются на:

· Выборные

· Назначаемые

· Выборно-назначаемые

НО куда отнести главу администрации субъекта? Выбирается законодательным органом субъекта, если не избирается, назначается Президентом.

Классификация органов в зависимости от порядка формирования (порядок получения властных полномочий):

v Первичные органы государственной власти. Это органы, которые получают свои властные полномочия непосредственно от источника власти (в России – от народа, монархия – от бога);

v Производные органы государственной власти.

По характеру деятельности:

Ø Органы непосредственного осуществления государственной власти. Они прямо предусмотрены Конституцией.

Ø Органы, которые обеспечивают работу первых.

Правительство в рамках первой классификации производный, в рамках второй – непосредственно осуществляющий государственную власть.

Принцип федерализма:

1. Федеральные органы государственной власти;

2. Органы государственной власти субъекта.

Проблема возникает при разграничении ведения и полномочий.

В зависимости от широты компетенции выделяют две категории органов:

ü Органы общей компетенции

ü Органы специальной компетенции

ü Органы чрезвычайной компетенции

При возникновении ЧС создаются органы по устранению этой ситуации, последствий этой ситуации. Куда их отнести? Возникает необходимость выделения органов 3его вида – органы чрезвычайной компетенции.

С этой классификацией связана классификация, которая проводится в зависимости от срока осуществления своих полномочий:

§ Постоянные органы. Это органы, срок полномочий которых ничем и никем не ограничен. Вне зависимости от сменяемости членов этого органа.

§ Временные органы

Органы чрезвычайной компетенции всегда должны быть временными. Но в России нет ничего более постоянного, чем то, что создаётся на времяJ. В некоторых источниках к временным органам относится Государственная Дума.

Классификация в соответствии с принципом иерархичности органов государственной власти. В учебной литературе выделяют две группы органов: высшие органы и местные органы. Высший органы, это орган, который возглавляет определенную систему (подсистему). Местный орган возглавляет власть на местах. Например, органы исполнительной власти. высший орган – правительство. Местный орган – территориальное представительство. Вопрос: куда относить министерства? Необходимо выделять:

· Высший орган. Возглавляет систему.

· Центральный. Подчинен высшим, но возглавляет другие органы.

· Местные. Подчинены всем другим органам. По вопросам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта относятся к этому виду классификации.

В последнее время в юридической литературе появилась точка зрения о том, что государственные органы в зависимости от содержания их полномочий разделяются на:

Органы государственной власти

Органы государства

Получается, что есть органы государства, которые не осуществляют государственную власть и не наделены властными полномочиями. Это такие же органы государственной власти, но специфические. И то, что они не упомянуты как органы государственной власти не значит, что эти органы не обладают властными полномочиями. Такой подход это «отрыжка» советских времен, когда шло разграничение органов государственной власти на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1. Проблемы понимания и структуры политической системы общества.

2. Проблемы типологии политических систем.

3. Функции политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: