Проблемы понимания и сущности права (27.10.2011)

24.10.2011

Институциональная подсистема.

Критерии:

§ По цели - участие в политической жизни общества. Эта цель будет показывать можно ли относить или нет то или иное образование к числу институтов политической системы общества;

§ Организационное единство и самостоятельность.

Субъекты политической системы:

1. Партии (в первую очередь легальный, конечно, но и другие партии тоже могут оказывать влияние на политическую жизнь общества);

2. Общественные объединения, которые либо прямо непосредственно, либо косвенно, но участвуют в реализации политических отношений и оказывают влияние на политическую жизнь общества. в литературе проводится классификация общественных объединений:

v Собственно политические общественные объедения, целью которых является достижение и удержание политической власти (это не обязательно могут быть политические партии);

v Не собственно политические общественные объедения, не ставят перед собой прямо политических целей, но реализуя свои неполитические цели не могут не участвовать в политической жизни общества. Например, профсоюзы;

v Объединения с незначительной долей политического участия (М.Н. Марченко). По общему правилу, они не входят в субъекты политической системы. Но даже эти организации в некоторых случаях при определенных условиях могут выступать в качестве определенной политической силой в обществе и оказывать существенное влияние на политическую жизнь и политическую деятельность. Например, общество автомобилистов. Зачастую они выступают объектами политического воздействия.

3. Государство как единое целостное образование. Ни отдельные органы, должностные лица, а именно государство. Есть позиция, что органы государственной власти и отдельные должностные лица являются самостоятельными субъектами политической системы;

4. Церковь;

5. Органы местного самоуправления. Наделяются властными полномочиями со стороны государства. На них возлагается выполнение ряда функций государства. Эти органы оказывают непосредственное влияние на политическую жизнь общества на определенной локальной территории.

Нормативная подсистема.

Это те социальные нормы, в соответствии с которыми и на основании которых формируются и функционируют субъекты политической системы, осуществляется политическое регулирование.

Нормы права. Право оформляет политические отношения. Право это одна из форм существования политики.

Ø Нормы Конституции (например, ст.13 – основы политической системы российского общества).

Ø Нормы закона о политических партиях.

Ø Нормы закона об общественных объедениях.

Ø Нормы закона о профессиональных союзах и гарантиях их деятельности.

Ø Нормы закона о свободе совести и религиозных объедениях.

Ø Нормы закона о гарантиях избирательных прав граждан.

Ø …

Собственно политические нормы:

ü Нормы, которые содержаться в сугубо политических актах государства (например, ежегодное послание Президента РФ федеральному собранию);

ü Нормы, которые содержаться в программах политических партий.

Моральные нормы. Например, нормы политической этики.

Корпоративные нормы. содержатся в уставных и иных документах субъектов политической системы.

Религиозные нормы.

Функциональная подсистема.

Те функции, которые политическая система призвана выполнять в обществе. Функции политической системы во многом предопределяются теми целями и тем предназначением, которые политическая система призвана выполнять в обществе. Политическая система выполняет по сути роль связующего звена и буфера между государством и обществом, отсюда важнейшая функция политической системы – функция легитимации политического режима. Одна из важнейших функций – это обеспечение признание и доверия к государственной власти со стороны общества. обеспечить признание того политико-правового режима, который в этом обществе и государстве существует. Если политическая система перестает выполнять эту важнейшую функцию, то это с неизбежностью приводит к дестабилизации общества как следствие – социальным потрясениям и смене политико-правового режима.

Интегративная функция политической системы. Политическая система призвана объединять общество, сплачивать это общество вокруг государства. Для достижения тех самых политических целей, политических задач, которые стоят перед обществом и государством на определенном этапе. Важнейшую роль в реализации этой функции будет выполнять государство. В отличие от всех других субъектов, именно государство объединяет всех лиц по принципу гражданства, которые находятся на его территории.

Консолидационная функция. Политическая система общества призвана укрупнять социально-политические интересы. Каждый отдельный человек не сможет в одиночку донести свои политические интересы до государства и их реализовать. Только объединившись с себе подобными по политическим интересам (укрупнив свой интерес) они смогут все вместе через определенные организационно-правовые формы, они могут донести его до государства и потребовать удовлетворения этого интереса.

Функция целеполагания. Политическая система общества призвана определять направления развития этого общества, призвана вырабатывать цели и задачи политического развития общества. Ведущая роль в реализации этой функции принадлежит такому субъекту политической системы как политическая партия. Именно политические партии в своих программных документах и определяют цели и задачи развития общества. В том случае, когда партия достигает в обществе политической власти, т.е. становится правящей, программа этой партии становится программой государственного развития. В демократическом обществе партия будет оставаться правящей до тех пор, пока её цели и задачи соответствуют интересам развития общества, до тех пор пока власть этой партии будет являться легитимной. Как только партия утрачивает доверие общества, теряет голоса и уходит в оппозицию.

Экстракционно-распределительная функция. Извлечение из общества соответствующих социальных ресурсов и дальнейшее распределение и перераспределение в этом же самом обществе. Например, взимание налогов.

Идеологическая функция. Политическая система общества призвана с одной стороны формировать в этом обществе соответствующую политическую идеологию, а с другой – сама по себе является отражением политической идеологии.

Мобилизационная функция. Политическая система призвана мобилизовывать общество на достижение соответствующих политических целей и решение политических задач. Политическая мобилизация является обобщающей для всех, ранее рассмотренных функций (объединение, укрупнение, извлечение ресурсов и т.д.). Мобилизация также предполагает нацеленность на достижение соответствующего результата.

Функция политического рекрутирования. Это одна из частных функций политической системы. Эта функция в больше степени присуща политическим партиям и представляет собой привлечение партиями политических сторонников для участия в выборах, референдумах и иных формах политической активности.

Функция политической агрегации. Функция формирования и выделения политических интересов.

Коммуникативная функция политической системы. Установление субординационных, координационных, организационных взаимосвязей среди субъектов политической системы.

Проблемы теории права.

1. Понятие права в контексте основных теорий правопонимания;

2. Проблемы понимания сущности права;

3. Понятие и система принципов права;

4. Понятие и система функций права;

5. Право в системе соционормативного регулирования;

6. Ценность права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: