Правовое положение различных групп населения

I. Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами Афин. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.

Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:

а) право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным - на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);

б) широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости - только граждане могли быть земельными собственниками;

в) право на помощь со стороны государства в случае нужды - неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и "билеты" на разного рода увеселительные мероприятия.

Обязанности граждан были следующими:

1) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);

2) уважение законов и правителей;

3) уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги - литургии - строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных;

4) вступление в брак, воспитание детей (право одновременно бывшее и обязанностью - только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные посты).

II. Следующей, весьма много-численной категорией афинского населения были метеки - иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан - до 10 тысяч метеков). Метеки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

а) запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (развитость договоров аренды);

б) каждый иностранец обязан был иметь покровителя - простата из числа граждан; этот покровитель представлял интересы метека в суде (естественно не бескорыстно);

в) браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными;

г) уплата особого налога - метекиона (иностранец, не уплативший налог мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковывалось;

д) обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) - народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;

е) полное отсутствие политических прав, т.к. они не обладали правом гражданства.

К метекам приравнивались и вольноотпущенники.

При всех этих многочисленных ограничениях метеки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их может быть объяснялось следующими причинами:

1) Афины, будучи мировым центром ремесел. Торговли и культуры открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;

2) военная помощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;

3) афиняне весьма терпимо относились к верованиям, к религии метеков - свобода вероисповедания (немыслимое во многих государствах);

4) если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам - имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

III. Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта - ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производились рабами.

Источниками рабства были:

а) военный плен;

б) покупка рабов на международных рынках;

в) естественное воспроизводство (рождение от рабынь;

д) обращение в рабство за неуплату метекиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские - афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам).

Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме - "Servi res sunt" - "рабы - это вещи", однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни бунта).

Граждане, иностранцы и рабы - основные, но не единственные категории афинского населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: