Право было ориентировано на общинный быт во всем, что касалось общей организации порядка жизни, семейных и имущественных отношений. Однако общинные связи франков уже были двойственными: в одних правоотношениях проявлялось доминирование прежней родовой общины, в других – соседской общины.
Поселение в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников. За старым жителем селения-ВИЛЛЫ – сохранялось право категорически возражать против поселения, и это требование должно было быть удовлетворено в правовом порядке. Закон устанавливает давностный срок такого требования: если в течение 12 месяцев протеста не поступит, переселенец останется неприкосновенным. Однако поселение по указу короля во всех случаях должно было признаваться общинниками безусловным.
Постепенное проникновение государственного уклада в общинный строй франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу отдельных категорий населения.
Наряду с общей массой свободных и полноправных франков, закон выделяет как привилегированные слои, так и неполноправные.
|
|
1) Знать - верхушка франкского общества, отличающаяся своей принадлежностью к королевской службе. Правовой статус определялся размером штрафа за убийство по Салической правде. АНТРУСТИОНЫ (новая знать) - слуги и дружинники короля, находившиеся на особом доверии у короля, обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. КОРОЛЕВСКИЕ СОТРАПЕЗНИКИ – римляне, состоявшие на службе у короля, также пользовались более серьезной защитой, чем рядовые франки. Однако галло-римское население, не занятое службой в новой королевской иерархии, считалось ниже свободных франков.
2) Свободные франки - крестьяне-общинники, составляли основную массу населения.
3) Литы - неполноправные жители общины (прежние колоны), находящиеся в личной и материальной зависимости от господина. (Имели право вступать в договорные отношения, принимали участие в военных походах).
4) Рабы - приравнялись к вещам, не получили большого распространения, вследствие христианизации. Браки с рабами и рабынями были наказуемы или вели к потере собственного статуса.
Преступления, совершенные рабами и литами, карались строже: к ним применялись пытки при расследовании.
Социальные градации только в случае с несвободным населением были связаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.