Правоустановительная деятельность государства обусловлена объективной необходимостью правового урегулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направле-
Глава 4. Правоустановление (правотворчест/во) 419
ниях и отношениях их общественной и государственной жизни. Содержание, характер, цели и результаты правоустановительной деятельности определяются большим и сложным комплексов объективных и субъективных, материальных и духовных факторов. Существенное значение при этом имеют прежде всего такие факторы, как достигнутая ступень социально-исторического, общецивилизационного и общеправового развития соответствующего народа, общества и государства; сложившиеся тип и форма государства и права (форма правления, форма государственного устройства, форма и характер политико-правового режима); опыт и традиции государственно-правовой жизни данного народа; уровень политической и правовой культуры населения; социально-политическое и духовное состояние общества (соотношение социально-политических сил, место и роль независимого общественного мнения в общественной и политической жизни, мера социально-политического, идейно-мировоззренческого и правового согласия в обществе в качестве основы для надлежащего выражения в законе общей воли и общих интересов, социальной легитимации устанавливаемых норм и т.д.); степень развитости юридической доктрины (состояние юридико-научных основ правоустановительной деятельности, связь теории и практики в этой сфере, уровень юридической культуры субъектов правоустановительной деятельности и т.д.); цели, содержание и характер правоустановительной и в целом правовой политики общества и государства и т.д.
|
|
Учет всех этих факторов в их взаимосвязи и взаимодействии является необходимым условием й предпосылкой для успешной и продуктивной правоустановительной деятельности, высокого правового качества и эффективного действия всей системы устанавливаемых норм и источников позитивного права.
Развитая (в правовом и общесоциальном смысле) деятельность государства по установлению норм позитивного права должна соответствовать ряду основополагающих требований, которые можно сформулировать в виде следующих основных принципов правоустановительной деятельности.
1. Правовой прогресс. Данный принцип требует, чтобы вся правоустановительная деятельность государства была в максимально возможной степени направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего позитивного права в русле общецивилизационных достижений в области прав-и свобод человека и гражданина, утверждения и усиления начал господства права, правового закона и правовой государственности.
|
|
420 Раздел V.. Доктрина и догма позитивного права
2. Правовая легитимность. Смысл этого принципа состо
ит в том, что сама правоустановительная деятельность долж
на соответствовать основным требованиям права, протекать в
надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соот
ветствии с законодательно установленными правомочиями
(компетенцией) субъектов правоустановительной деятельности.
3. Общесоциальная легитимность. Этот принцип требует;
чтобы правоустановительная деятельность государства опира
лась на широкую базу социального ожидания, согласия и под
держки правоустановительных преобразований и решений, на
активное участие членов общества и различных общественных
объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких ре
шений, на либерально-демократические формы и процедуры
опроса, выявления и учета общественного мнения по вопросам
права, на открытый, общедоступный, публичный характер
всего правоустановительного процесса. Социальная легитима
ция правоустановительных решений — это однсгиз существен
ных требований суверенитета народа и вместе с тем необходи
мое условие социально-политического и правового согласия и
единства в обществе, существенная предпосылка и важный
фактор эффективности устанавливаемых правовых новелл и
всего действующего права.
4. Научная обоснованность. Правоустановительная дея
тельность должна опираться на научно осмысленный отече
ственный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты
научного изучения современного состояния действующего пра
ва и тенденций его развития, на идеи, концепции и практичес
кие рекомендации современной юридической науки по вопро
сам совершенствования правоустановительного процесса и си
стемы позитивного права.
5. Системность. Принцип системности правоустановитель
ной деятельности требует как учета системного характера по
зитивного права, так и системной организации самой деятель^
ности по изменению, обновлению и совершенствованию дей
ствующего права. В силу системности права все вновь устанав-
ливаемые нормы должны быть надлежащим образом
согласованы со всей действующей системой норм, чтобы занять
в этой системе свое особое место и осуществлять соответству
ющую регулятивно-правовую функцию. Для достижения этого
необходимо, чтобы и вся правоустановительная деятельность
носила системно-упорядоченный и планово-организованный ха
рактер. Необходимы согласованность и единство в целях, пла
нах и действиях всех субъектов правоустановительной деятель
ности, наличие соответствующих юридических механизмов и
Глава 4. Правоустановление (правотворчество) 421
государственно-правовых институтов, обеспечивающих системную упорядоченность правоустановительного процесса, соответствие его хода и результатов действующим правовым нор-I мам и процедурам.
[ Нарушение этих требований ведет к деформации и разру-s шению системы норм позитивного права и надлежащей иерархии его источников, порождает существенные коллизии в нормативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.
6. Профессионализм. Правоустановление (правотворчество, законотворчество, нормотворчество) — это особый вид творческой работы, связанный с поиском, формулированием и официальным закреплением в соответствующих источниках общеобязательных правовых норм, определяющих правила и порядок жизни и взаимоотношений всех членов общества. Огромная социальная значимость и существенное предметно-содержательное своеобразие этой деятельнорти требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. Это предполагает высокий профессионализм в вопросах нормотворчества прежде всего самих субъектов правоустановительной деятельности, понимание ими ее смысла и назначения, ее содержательно-правовых и юридико-технических аспектов и т.д. Дилетантизм здесь столь же недопустим, как и в других сферах профессиональной деятельности, и к тому же чреват несомненно более существенными негативными социальными последствиями. Конечно, профессиональные недостатки субъектов правоустановительной деятельности в какой-то мере могут быть сглажены путем учета рекомендаций ученых-юристов, помощи квалифицированных специалистов, участвующих в подготовке правоприменительных решений и т.д. Но все это, разумеется, не снимает проблемы профессионального уровня самих субъектов правоустановительной деятельности, который прямо и непосредственно отражается на правовом качестве и юридико-технических характеристиках нормотворческого процесса и принимаемых норм.
|
|