Принципы правоустановительной деятельности

Правоустановительная деятельность государства обуслов­лена объективной необходимостью правового урегулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направле-


Глава 4. Правоустановление (правотворчест/во) 419

ниях и отношениях их общественной и государственной жизни. Содержание, характер, цели и результаты правоустановитель­ной деятельности определяются большим и сложным комплек­сов объективных и субъективных, материальных и духовных факторов. Существенное значение при этом имеют прежде все­го такие факторы, как достигнутая ступень социально-истори­ческого, общецивилизационного и общеправового развития со­ответствующего народа, общества и государства; сложившие­ся тип и форма государства и права (форма правления, форма государственного устройства, форма и характер политико-пра­вового режима); опыт и традиции государственно-правовой жизни данного народа; уровень политической и правовой куль­туры населения; социально-политическое и духовное состояние общества (соотношение социально-политических сил, место и роль независимого общественного мнения в общественной и политической жизни, мера социально-политического, идейно-мировоззренческого и правового согласия в обществе в каче­стве основы для надлежащего выражения в законе общей воли и общих интересов, социальной легитимации устанавливаемых норм и т.д.); степень развитости юридической доктрины (состо­яние юридико-научных основ правоустановительной деятельно­сти, связь теории и практики в этой сфере, уровень юридичес­кой культуры субъектов правоустановительной деятельности и т.д.); цели, содержание и характер правоустановительной и в целом правовой политики общества и государства и т.д.

Учет всех этих факторов в их взаимосвязи и взаимодей­ствии является необходимым условием й предпосылкой для успешной и продуктивной правоустановительной деятельнос­ти, высокого правового качества и эффективного действия всей системы устанавливаемых норм и источников позитивно­го права.

Развитая (в правовом и общесоциальном смысле) деятель­ность государства по установлению норм позитивного права должна соответствовать ряду основополагающих требований, которые можно сформулировать в виде следующих основных принципов правоустановительной деятельности.

1. Правовой прогресс. Данный принцип требует, чтобы вся правоустановительная деятельность государства была в макси­мально возможной степени направлена на дальнейшее разви­тие и совершенствование действующего позитивного права в русле общецивилизационных достижений в области прав-и свобод человека и гражданина, утверждения и усиления начал господства права, правового закона и правовой государствен­ности.


420 Раздел V.. Доктрина и догма позитивного права

2. Правовая легитимность. Смысл этого принципа состо­
ит в том, что сама правоустановительная деятельность долж­
на соответствовать основным требованиям права, протекать в
надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соот­
ветствии с законодательно установленными правомочиями
(компетенцией) субъектов правоустановительной деятельности.

3. Общесоциальная легитимность. Этот принцип требует;
чтобы правоустановительная деятельность государства опира­
лась на широкую базу социального ожидания, согласия и под­
держки правоустановительных преобразований и решений, на
активное участие членов общества и различных общественных
объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких ре­
шений, на либерально-демократические формы и процедуры
опроса, выявления и учета общественного мнения по вопросам
права, на открытый, общедоступный, публичный характер
всего правоустановительного процесса. Социальная легитима­
ция правоустановительных решений — это однсгиз существен­
ных требований суверенитета народа и вместе с тем необходи­
мое условие социально-политического и правового согласия и
единства в обществе, существенная предпосылка и важный
фактор эффективности устанавливаемых правовых новелл и
всего действующего права.

4. Научная обоснованность. Правоустановительная дея­
тельность должна опираться на научно осмысленный отече­
ственный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты
научного изучения современного состояния действующего пра­
ва и тенденций его развития, на идеи, концепции и практичес­
кие рекомендации современной юридической науки по вопро­
сам совершенствования правоустановительного процесса и си­
стемы позитивного права.

5. Системность. Принцип системности правоустановитель­
ной деятельности требует как учета системного характера по­
зитивного права, так и системной организации самой деятель^
ности по изменению, обновлению и совершенствованию дей­
ствующего права. В силу системности права все вновь устанав-
ливаемые нормы должны быть надлежащим образом
согласованы со всей действующей системой норм, чтобы занять
в этой системе свое особое место и осуществлять соответству­
ющую регулятивно-правовую функцию. Для достижения этого
необходимо, чтобы и вся правоустановительная деятельность
носила системно-упорядоченный и планово-организованный ха­
рактер. Необходимы согласованность и единство в целях, пла­
нах и действиях всех субъектов правоустановительной деятель­
ности, наличие соответствующих юридических механизмов и


Глава 4. Правоустановление (правотворчество) 421

государственно-правовых институтов, обеспечивающих систем­ную упорядоченность правоустановительного процесса, соот­ветствие его хода и результатов действующим правовым нор-I мам и процедурам.

[ Нарушение этих требований ведет к деформации и разру-s шению системы норм позитивного права и надлежащей иерар­хии его источников, порождает существенные коллизии в нор­мативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.

6. Профессионализм. Правоустановление (правотворче­ство, законотворчество, нормотворчество) — это особый вид творческой работы, связанный с поиском, формулированием и официальным закреплением в соответствующих источниках общеобязательных правовых норм, определяющих правила и порядок жизни и взаимоотношений всех членов общества. Ог­ромная социальная значимость и существенное предметно-со­держательное своеобразие этой деятельнорти требуют ее осу­ществления на высоком профессиональном уровне. Это предпо­лагает высокий профессионализм в вопросах нормотворчества прежде всего самих субъектов правоустановительной деятель­ности, понимание ими ее смысла и назначения, ее содержа­тельно-правовых и юридико-технических аспектов и т.д. Диле­тантизм здесь столь же недопустим, как и в других сферах профессиональной деятельности, и к тому же чреват несомнен­но более существенными негативными социальными послед­ствиями. Конечно, профессиональные недостатки субъектов правоустановительной деятельности в какой-то мере могут быть сглажены путем учета рекомендаций ученых-юристов, помощи квалифицированных специалистов, участвующих в подготовке правоприменительных решений и т.д. Но все это, разумеется, не снимает проблемы профессионального уровня самих субъектов правоустановительной деятельности, который прямо и непосредственно отражается на правовом качестве и юридико-технических характеристиках нормотворческого про­цесса и принимаемых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: