Юридическая техника

Рассмотрение законопроектовГосударственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во вто­ром чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроек­ту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона.

Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Одобрен­ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направ­ляется Президенту РФ. Подписанный Президентом закон под­лежит обнародованию.

Официальное опубликование принятого нормативно-пра­вового акта осуществляется в специальных печатных издани-

1 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М., 1998.


Глава 4. lipaBOymanuiw..,»...^ v..j

ях и газетах. Так, федеральные конституционные законы и федеральные законы официально публикуются в "Российской газете" и в "Собрании законодательства Российской Федера­ции". В этих же изданиях в течение десяти дней после их подписания публикуются акты Президента РФ и Правитель­ства РФ.

Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 15), не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности чело­века и гражданина или имеющие общий (межведомственный) характер, подлежат официальной публикации в газете "Рос­сийские вести" (в-течение десяти дней после их государствен­ной регистрации в Министерстве юстиции РФ), а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни­тельной власти.

Официальное опубликование актов субъектов РФ осуще­ствляется в специальных местных печатных изданиях и газе­тах. В местных средствах массовой информации публикуются и акты органов местного самоуправления.

Важной составной частью юридической доктрины являют­ся разработанные в юриспруденции и применяемые в госу­дарственно-правовой практике правила внешнего выражения в тексте различных правовых актов (правоустановительного, правоприменительного или правотолковательного характера) определенного нормативно-правового содержания, конкрет­ных правоположений. Совокупность таких правил принято на­зывать "юридической техникой", подобно тому как юриди­ческая догматика в целом нередко трактовалась как "юриди­ческое ремесло" (в смысле юридического умения, мастер­ства, искусства).

Под "текстом" правового акта при этом имеется в виду письменный текст, поскольку речь идет о писаном праве в условиях письменной культуры. Но в принципе можно гово­рить о юридической технике и применительно к устному тек­сту правового акта (например к устному тексту неписаного обычного права или к устному тексту правового акта в совре-


426 Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

менную эпоху писаного права, когда текст правового акта выражается в форме устного правоустановления — в виде устной речи, устного обнародования содержания правового акта по радио, телевидению и т.д.).

Юридическая техника — это совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта.

Правовыми актами являются официально-властные акты (нормативного и индивидуального характера), имеющие обще­обязательную юридическую силу, — правоустановительные и правоприменительные акты, а также акты официального тол­кования и систематизации действующего права.

В отличие от правовых актов, которые содержат общеобя­зательные правоположения, во всех других текстах (теорети­ческого или практического характера) по правовой тематике содержатся лишь те или иные правосуждения (суждения, высказывания о праве), не имеющие юридической силы. И адекватность правосуждений (теоретических или практических) следует оценивать с позиций соответственно критериев научной истины или прагматической пользы* а не правил юридической техники. Возможны, правда, случаи, когда те или иные право-суждения представителей юриспруденции (например римских или более поздних юристов) являются частью юридической док­трины, официально признанной источником действующего права; такие доктринальные правосуждения являются одно­временно и общеобязательными правоположениями.

Принципы, правила, приемы и методы юридической тех­ники относятся ко всем правовым актам, но применительно к различным видам правовых актов (к актам правоустановитель-ным, правоприменительным, правотолковательным или право-систематизирующим) они получают специфическое преломле­ние, обусловленное своеобразием правового содержания соот­ветствующего вида акта, юридико-техническими особенностя­ми текстуальной формы выражения данного правового содержания и т.д.

Таким образом, юридическая техника включает в себя, кроме законодательной техники (и более широко — правоус-тановительной техники), также и юридическую технику над­лежащего оформления нормативно-правового содержания ак­тов в сфере правоприменения, правотолкования и системати­зации права.

Основные требования юридической техники можно сфор­мулировать в виде следующих положений.


Глава 4. Правоустановление (правотворчество) 427

1. Правила юридической техники требуют, чтобы тексту­
альное оформление всех правовых актов было в максимальной
степени подчинено выражению и изложению их нормативно-
правовых свойств
и значений, т.е. того главного в содержании
разных актов, что определяет их правовую специфику, регу-
лятивно-правовой смысл и юридическую силу. Это требование
должно найти свое конкретное воплощение в тексте всех пра­
вовых актов с учетом нормативного своеобразия и особеннос­
тей различных видов актов: актов установления новых норм
права, актов применения норм права, актов толкования норм
права, актов систематизации норм права. Надлежащее выра­
жение в тексте акта специфики его нормативности (особого
нормативного статуса акта, его нормативной модальности)
является одновременно и основанием юридико-содержательной
правомерности данного акта, и существенным показателем его
юридико-технйческой культуры.

2. Текстуальная форма акта, согласно требованиям юриди­
ческой техники, должна выразить специфику правового регу­
лирования
(и вместе с тем — правовой трактовки, оценки,
квалификации и т.д.) общественных отношений. Эта специфи­
ка, согласно юридико-доктринальной трактовке права как си­
стемы норм, состоит в том, что правовое регулирование осу­
ществляется по юридико-логической модели (схеме, образцу)
нормы права, представляющей собой системное целое трех
взаимосвязанных составных элементов — диспозиции, гипоте­
зы и санкции. Построение текста акта по принципу и схеме
юридико-логических связей между элементами нормы права
означает, что отдельные части и фрагменты текста акта (и
весь акт в целом) имеют юридическое значение лишь как фор­
мы выражения отдельных элементов нормы права в их взаимо­
связи с текстуально выраженными другими ее элементами.
Все, что в тексте акта не является выражением элементов
нормы права и не связано с ними, засоряет текст акта, нару­
шает юридическую логику его построения, затрудняет понима­
ние и применение его нормативно-правовых положений и под­
лежит устранению.

Оптимальная форма правового акта — это возможный минимум его текста при возможном максимуме его норматив­ного содержания. Принцип минимизации текста акта имеет свои пределы, обусловленные тем, что в тексте акта должны быть явно сформулированы или с бесспорной определенностью предполагаться все элементы (в их системной взаимосвязи) устанавливаемых, применяемых, толкуемых или систематизи­руемых норм права. В свою очередь пределы принципа макси-


428 ___________ Раздел У. Д октрина и догма позитивного права

мализации нормативного содержания акта обусловлены тем, что в его тексте не следует формулировать те элементы пра­вовой нормы, которые носят очевидный характер.

3. Текстуальное оформление правового акта должно осу­ществляться в соответствии с системным характером права в целом, с местом и значением выраженного в нем нормативно-регулятивного содержания в системе всего действующего пра­ва. Изменения, вносимые новыми правовыми актами в действу­ющее право, должны быть направлены на его совершенство­вание, на преодоление имеющихся в нем несогласованностей и противоречий, а не порождать новые коллизии. Новые право­вые акты не должны дублировать содержание уже имеющих­ся актов по тому же самому вопросу. Минимизация количе­ства правовых актов по одному и тому же предмету норма­тивно-правовой регуляции является одним из основных требо­ваний юридической техники и одним из главных направлений совершенствования всей системы действующего права. С этим связана и общеправовая значимость юридико-технических средств и приемов систематизации действующих норм права как эффективного средства повышения качества и регулятив­ной роли всего права.

4. Текст правового акта должен быть надлежащим образом структурирован. Юридико-технические правила структурной организации текста акта как единого целого требуют после­довательного, согласованного, непротиворечивого, экономного и доступного (для обозрения, понимания и применения) тексту­ального выражения нормативно-регулятивных целей и положе­ний соответствующего акта. Структура текста (его разбивка на разделы, части, статьи, параграфы, пункты, абзацы и т.д.) должна в максимальной степени содействовать адекватному выражению в тексте акта юридической логики нормативной регуляции, относящейся к предмету данного акта.

Ряд юридико-технических требований касается порядка очередности изложения материала правового акта.

Так, некоторые особо значимые нормативно-правовые акты (конституции, основополагающие законы и т.д.) начина­ются с преамбул, в которых излагаются главные цели данно­го акта. По правилам юридико-технической очередности, в нормативно-правовом акте сперва излагаются общие нормы (нормы общей части акта), а затем более конкретные нормы (нормы особенной части акта). Изложение норм материально­го права предшествует изложению норм процессуального ха­рактера. Структурные части текста (разделы, подразделы, статьи, пункты и части статьи и т.д.) нумеруются;- Для упоря-


Глава 4. Праваустановление (правотворчество) 429

дочения текста акта и облегчения пользования им некоторые части акта (разделы, подразделы, статьи) имеют соответству­ющие заголовки (наименования).

Значительные особенности также и в этом плане прису­щи правоприменительным актам. Так, структура текста судеб­ного решения по гражданским делам состоит из вводной, опи­сательной, мотивировочной и резолютивной частей. Приговор суда по уголовному делу состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Правовой акт как единое целое должен иметь соответству­ющие реквизиты (название акта, наименование принявшего его органа, дата и место его принятия, регистрационный но­мер, подписи соответствующих должностных лиц и т.д.), удо­стоверяющие его подлинность в качестве официального юри­дического документа.

5. Существенное значение имеют требования юридической техники, относящиеся к языку правовых актов. Язык право­вого акта — это одновременно и материя его текста, и сред­ство выражения его нормативно-регулятивного смысла. Пра­вила юридической техники требуют ясности, простоты и дос­тупности языка правового акта, необходимой точности и одно­значности используемых в нем понятий, терминов, формулировок, словесных конструкций и дефиниций. В тексте правового акта элементы профессионального языка юриспру­денции, специальные юридические понятия, термины, конст­рукции и т.д. (например правоотношение, субъект права, ис­ковая давность, законодательная инициатива, компетенция, состав преступления, эксцесс исполнителя, невменяемость и т.д.) должны органически сочетаться с общеупотребительными словами и словесными выражениями современного литератур­ного языка, а также с профессиональной терминологией не­юридического характера (типа: биологические агенты л токси­ны, эпизоотия, информация на машинном носителе и т.д.).

В тексте правового акта не должны использоваться сло­весные архаизмы и неологизмы, различные образные выраже­ния, аналогии, метафоры, двусмысленные обороты речи и т.д. Правила юридической техники требуют экономии (по принципу необходимости и достаточности) словесных средств в процессе подготовки и оформления текста правового акта.

В целом правовой акт должен обладать единством стиля, соответствующего целям, содержанию и значению официаль­ного документа, который обладает юридической силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: