Организация технической эксплуатации

Прежде всего на индивидуальные автомобили с учетом специфики их использования распространяются все основные положения и закономерности изменен! технического состояния автомобилей, методы, процедуры и технологии поддержания и восстановления работоспособности, рассмотренные ранее. Первостепенным и достаточно сложным в реализации условием обеспечения работоспособности индивидуальных, в том числе и коммерческих, автомобилей, является своевременное проведение профилактических работ. При могут использоваться рекомендации заводов-изготовителей, дилеров, станций технического обслуживания, нормативы системы ТО и ремонта коммерческого транспорта, опыт владельца транспорта и др.

На практике находят применение следующие варианты и методы обеспечения работоспособности автомобилей индивидуального использования.

• Фирменные системы (см. гл. 7), организуемые производителями автомобилей и рассчитанные на проведение ТО и ремонта преимущественно на сервиремонтных предприятиях, работающих по соглашению о привилегии заводами-изготовителями: дилеры по продаже новых автомобилей, моченные (authorised) СТО и ремонтные предприятия.

• Системы ТО и ремонта, аналогичные по содержанию и нормативам автоcервис соответствующей системе, принятой для коммерческих автомобилей (см. Эти системы применяются в основном независимыми (от заводов-изготовителей) сервисными предприятиями и предусматривают выполнение следующих видов ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2,СО) и ремонта с регламентированными перечнями операций, трудоемкостью и другими нормативами, необходимым планирования и организации работы предприятия и расчета с клиентурой. При этой схеме владелец транспортного средства может "прикрепить" свой авто­мобиль к сервисному предприятию для комплексного обслуживания и ремон­та в течение определенной наработки (абонентное обслуживание) или обратиться за конкретной услугой, например произвести смену масла, ТО-2 и т.п.

• Владелец индивидуального автомобиля по своему усмотрению или опыту может выбрать любую стратегию обеспечения работоспособности автомобиля (I - предупреждение, II - устранение отказов и неисправностей) или их ком­бинации, а именно:

-следование фирменным рекомендациям в течение всего или части срока эксплуатации автомобиля с их реализацией на уполномоченных заводом-изготовителем сервисных предприятиях;

выполнение по заказу клиента на любых сервисных предприятиях кон­кретных видов ТО, ремонта или отдельных работ (например, смена масла, ба­лансировка колес, проверка и регулировка токсичности отработавших газов и т.п.);

выполнение части работ вне существующих сервисных предприятий: своими силами или привлекая независимых специалистов - исполнителей. В последнем варианте юридическая гарантия качества выполненных работ практически от­сутствует;

-обращение к сервисным предприятиям только для устранения отказов и неисправностей (стратегия II).

Однако при всех рассмотренных вариантах владелец в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" несет ответственность за поддержание автомобилей, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии.

Если учитывать условия эксплуатации индивидуальных автомобилей, случай­ность возникновения отказов и неисправностей и вариантность методов и места выполнения работ по ТО и ремонту, то наибольшую сложность для сервисных предприятий в условиях конкуренции представляет определение программы работ и ее ресурсной поддержки персоналом, технологическим оборудованием, запасами деталей и материалов и производственными площадями.

Для "прикрепленных" к сервисному предприятию индивидуальных автомо­билей программа определяется обычным технологическим расчетом (см.гл. 7), в основе которого — режимы ТО и интенсивность эксплуатации авто­мобилей. При этом согласно договору между предприятием и клиентом конкретная дата проведения работ или фиксируется, или уточняется по мере накопления пробега автомобиля и приближения суммарной наработки к периодичности очередного ТО.

Остальная часть обслуживаемых автомобилей создает потенциальный поток требований на услуги, определяемый закономерностями пятого вида - про­цесса восстановления (см. гл. 4, 6), при определении показателей которыхиспользуются данные по надежности, предполагаемый размер обслуживае­мого парка и пробег автомобилей, тяготеющих (например, территориально) кданному сервисному предприятию.

Для планирования трудоемкости работ, расхода деталей и материалов используются понятия статистического заезда и расхода материалов. Для ин­дивидуальных автомобилей обычно среднее число заездов на сервисные предприятия составляет два-четыре в год и увеличивается по мере старения автомобилей. Среднестатистическая трудоемкость работ ТО и ремонта по одному заезду составляет 2-4 чел.-ч. Расход запасных частей и материалов определяется на основании данных по надежности и обобщения данных по фактических. Основным предприятием в системе автоcервис, осуществляющим ТО и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих населению, является станция технического обслуживания. Современные СТО — это многофункциональные предприятия, которые в зависимости от мощности и назначения осуществляют: ТО и ТР автомобилей в течение гарантийного и послегарантийного периодов эксплуатации, диагностирование узлов и агрегатов, противокоррозионную обработку кузовов, капитальный ремонт агрегатов, подготовку автомобилей к техническому осмотру, продажу и предпродажную подготовку автомобилей, продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и автопринадлежностей, техническую помощь на дорогах, консультации по вопросам технической эксплуатации автомобилей.

Рис. 2.1. Классификация станций технического обслуживания автомобилей

Классификация СТО в зависимости от назначения, месторас­положения, специализации и вида выполняемых услуг показана на рис. 2.1. По принципу назначения и размещения СТО подраз­деляются на городские и дорожные.

Городские СТО предназначены для обслуживания в ос­новном постоянного парка легковых автомобилей населения. Дорожные станции — для оказания технической помощи всем ав­томобилям, находящимся в пути. Такое разделение определяет разницу в технологическом оснащении станций. Так, обязатель­ные на городских станциях участки кузовных и окрасочных ра­бот на дорожных станциях могут отсутствовать.

Городские станции обслуживания по характеру оказываемых услуг могут быть комплексными, специализированными и авто­заводов (в том числе гарантийные).

Комплексные станции обслуживания выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальными (для обслуживания и ремонта не­скольких моделей автомобилей) и специализированными (для обслуживания одной модели).

С увеличением парка легковых автомобилей получают раз­витие специализированные СТО по моделям автомоби­лей. Это подтверждается зарубежной практикой, а также опы­том таких городов, как Москва, Ленинград и Киев.

Одним из видов городских комплексных станций обслужива­ния являются станции обслуживания автозаводов. Помимо прямых функций, связанных с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации, эти станции обеспечивают автомобильные заводы информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно станции обслуживания автозаводов являются центрами по производственно-техническому обучению персонала.

В перспективе в городах с большой насыщенностью автомо­билями аналогично зарубежной практике следует ожидать разви­тия специализированных станций по видам ра­бот: диагностических, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта и заряда ак­кумуляторов, ремонта кузовов, моечных и др.

Кроме того, следует ожидать развития у нас в стране прин­ципа самообслуживания, который состоит в том, что вла­дельцу автомобиля за определенную плату предоставляются на станции рабочее место и необходимые инструменты для выполне­ния работ по ТО и ТР автомобиля собственными силами, а также квалифицированные консультации специалистов. Посты самооб­служивания могут быть при городских и дорожных СТО, а в пер­спективе— на специально организуемых для этих целей станциях самообслуживания.

Городские станции обслуживания в зависимости от числа ра­бочих постов и вида выполняемых работ можно разделить на три основных типа: малые, средние и большие.

Малые станции (до 10 рабочих постов) выполняют сле­дующие работы: моечно-уборочные, экспресс-диагностирование, техническое обслуживание, смазка, шиномонтажные, электрокарбюраторные, подзаряд аккумуляторов, кузовные, медницкие, подкраска кузова, сварочные, текущий ремонт агрегатов, продажа запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.

Средние станции (11—35 постов) выполняют те же ра­боты, что и малые станции. Кроме того, на средних станциях проводится полное диагностирование технического состояния ав­томобилей и его агрегатов, окраска всего автомобиля, обойные работы, замена агрегатов, ремонт аккумуляторных батарей, а также возможна продажа автомобилей.

Большие станции (более 35 постов) выполняют все виды обслуживания и ремонта так же, как средние станции в полном объеме.

На больших станциях имеются специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для диагно­стирования и технического обслуживания могут применяться по­точные линии. Как правило, на этих станциях осуществляется и продажа автомобилей.

Дорожные СТО являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта легковых и грузовых автомобилей, автобусов.

Они имеют от 1 до 5 рабочих постов и предназначены для вы­полнения моечных, смазочных, крепежных и регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с авто­заправочными станциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: