Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникла еще в первые годы XX в

Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникла еще в первые годы XX в. одновре­менно с началом быстрого развития воздушного транспорта. Пер­вой межправительственной организацией в этой области явилась Международная комиссия по аэронавтике (СИНА), созданная в 1909 г. В 1919 г. учреждена неправительственная организация — Международная ассоциация воздушных перевозок (ИАТА). В 1925 г. на Конгрессе международного частного права был создан Международный технический комитет юристов — экспертов по воздушному праву (СИТЕЖА).

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планиро­ванию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы:

а) обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации;

б) поощрять искусство конст­руирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях;

в) поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронави­гационных средств для международной гражданской авиации;

г) удовлетворять потребности народов мира в безопасном регу­лярном, эффективном и экономическом воздушном транспорте;

д) предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией;

е) обеспечивать полное уважение прав договари­вающихся государств и справедливые для каждого договариваю­щегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении;

ж) избегать дискриминации в отношении договаривающихся государств;

з) способствовать безопасности полетов в международной аэро­навигации;

и) оказывать общее содействие развитию междуна­родной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея. Она собирается на сессии один раз в три года. Ассамблея рассматривает отчеты Совета и принимает по ним соответствующие меры, а также вы­носит решения по любому вопросу, переданному ей Советом. В ее компетенцию входит утверждение бюджета и финансового отчета организации.

Совет ИКАО является постоянным органом, ответственным перед Ассамблеей. Он состоит из 33 членов, избираемых Ассамб­леей на трехлетний период. При выборах обеспечивается надлежа­щее представительство государств, играющих ведущую роль в воз­душном транспорте; государств, не включенных на ином основа­нии, которые вносят наибольший вклад в предоставление средств для обслуживания международной гражданской авиации; госу­дарств, не включенных на ином основании, назначение которых обеспечивает представительство в Совете всех основных географи­ческих районов мира.

Одной из основных функций Совета является принятие меж­дународных стандартов и рекомендуемой практики, оформление их в качестве приложений к Чикагской конвенции о международ­ной гражданской авиации. В настоящее время 18 приложений Конвенции содержат более 4000 стандартов и рекомендаций. Стандарты являются обязательными для государств — членов ИКАО. Основными рабочими органами ИКАО являются Аэрона­вигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридиче­ский комитет, Комитет по совместной поддержке, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет по кадрам и Комитет по техническому сотрудничеству.

Деятельность ИКАО в юридической области связана с разра­боткой проектов конвенций. Юридический комитет подготовил проекты 15 международных документов, первый из которых был принят Ассамблеей ИКАО, а последние 14 — дипломатическими конференциями.

В частности, Женевская конвенция 1948 г. касается междуна­родного признания прав в отношении воздушных судов. Она раз­работана для обеспечения признания на международной основе права собственности и других прав в отношении воздушных судов, с тем чтобы при пересечении воздушным судном государственной границы интересы носителя таких прав были бы защищены.

Римская конвенция 1952 г. касается причинения ущерба ино­странным воздушным судном третьей стороне на поверхности Земли. Конвенция включает принцип исключительной ответст­венности эксплуатанта воздушного судна за ущерб, причиненный третьей стороне на поверхности, но устанавливает ограничения суммы компенсации. Она также предусматривает обязательное признание и исполнение решений иностранных судебных инстан­ций. Дипломатическая конференция 1978 г. дополнила Римскую конвенцию Монреальским протоколом, который упростил кон­венцию и установил пределы ответственности.

ИКАО разработала также проекты протоколов 1955, 1971 и 1975 гг. к Варшавской конвенции 1929 г. Токийская конвенция 1963 г. предусматривает, что государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении пре­ступлений и действий, совершенных на борту этого воздушного судна. Ее цель заключается в том, чтобы преступления, где бы они ни были совершены, не остались бы безнаказанными. В Конвен­ции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. да­ется определение акта незаконного захвата, а государства-участ­ники обязуются применять в отношении такого преступления су­ровые меры наказания. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиа­ции 1971 г. касается в основном актов, отличных от тех, которые имеют отношение к незаконному захвату воздушных судов. Она определяет широкий спектр незаконных актов, направленных против безопасности гражданской авиации, а государства-участ­ники обязуются применять в отношении этих преступлений суро­вые меры наказания. Конвенция содержит специальные положе­ния о юрисдикции, заключении под стражу, уголовном преследо­вании и выдаче предполагаемого преступника.

Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. призвана способствовать предот­вращению актов незаконного вмешательства, связанных с исполь­зованием пластических веществ, путем наложения на стороны обязательств по принятию надлежащих мер, обеспечивающих маркировку таких взрывчатых веществ в целях облегчения их об­наружения. Государства-участники обязуются предпринимать необходимые эффективные меры по запрещению и предупреждению изготовления на своей территории немаркированных взрывчатых веществ.

ИКАО подготовила и одобрила ряд поправок к Чикагской конвенции (например, ст. 83 bis и 3 bis).

Членами ИКАО являются более 180 государств, в том числе Россия. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: