ОСОБЕННОСТИ ВЫЖИВАНИЯ В ПРИРОДНЫХ, ТЕХНОГЕННЫХ И БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Лекция 1.6. ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Тема 3. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Химическое загрязнение водоисточников можно уменьшить за счет очистки сточных вод (механической, физико-химической, химической, биохимической), их обезвреживания (осаждения примесей, сорбции примесей на сорбентах и т.д.), разбавления и других мероприятий. Химическое загрязнение почв можно уменьшить за счет сбора, утилизации и переработки мусора, захоронения отходов промышленных предприятий, замены ядохимикатов биологическими способами защиты растений, за счет соблюдения научных способов применения удобрений, пестицидов, за счет применения безотходных технологий на производстве.
Контрольные вопросы:
1. Основные элементы системы мониторинга и прогнозирования.
2. Задачи по прогнозированию, решаемые Комитетом по Гидрометеорологии.
|
|
3. Задачи по прогнозированию, решаемые санитарно-эпидемиологической службой Минздрава.
4. Прогнозирование и предупреждение бурь, ураганов, смерчей.
5. Прогнозирование и предупреждение наводнений.
6. Прогнозирование и предупреждение техногенных ЧС на предприятии.
7. Основные способы экологического прогнозирования.
8. Особенности прогнозирования биолого-социальных ЧС.
9. Показатели обобщенной оценки чрезвычайных ситуаций.
10. Предупреждение физических загрязнений среды.
11. Предупреждение химического загрязнения среды.
Вопросы лекции:
1. Особенности выживания в природных, техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуациях.
2. Особенности выживания в экологических чрезвычайных ситуациях.
Литература
1. С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть 2. Система выживания и защита территорий в чрезвычайных ситуациях.— Мн.: "Технопринт", 2005.
2. В.А. Боков, А.В. Лущик. Основы экологической безопасности, “Сонат”, Симферополь, 1998
3. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизне-деятельности. Под редакцией С.И. Самыгина,“Феникс”,Ростов-на-Дону, 1996
Об угрозе ЧС природного характера население обычно оповещается по средствам массовой информации. Но в отдельных случаях они могут возникнуть внезапно. Правила поведения во всех этих случаях подробно изложены в учебном пособии. На практических занятиях с использованием компьютерных обучающих программ обычно отрабатываются:
- правила поведения при землетрясениях;
- правила поведения при бурях, ураганах, смерчах;
|
|
- правила поведения при наводнениях;
- правила поведения во время грозы;
- правила поведения во время лесного пожара;
- правила поведения во время гололеда и др.
При обучении с использованием компьютерной обучающей программы необходимо не только использовать теоретический материал, который изложен в обучающей программе и в учебном пособии «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» 2 издание. Часть.2. Система выживания и защита территорий в чрезвычайных ситуациях.