Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
К основным видам оцениваемых нарушений функций организма относятся:
· нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
· нарушения языковых и речевых функций (нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушение голосообразования и прочее);
|
|
· нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
· нарушение статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
· нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
· нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
При оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функции организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
1-я степень — легкие (незначительно выраженные) нарушения функции;
2-я степень — умеренные (умеренно выраженные) нарушения функции;
3-я степень — выраженные нарушения функции;
4-я степень — резко выраженные нарушения функции.
К основным критериям жизнедеятельности человека относятся:
ü способность к самообслуживанию;
ü способность к самостоятельному передвижению;
ü способность к ориентации;
ü способность к общению;
ü способность контролировать свое поведение;
ü способность к обучению;
ü способность к трудовой деятельности.
Для целей медико-социальной экспертизы при оценке категорий нарушения жизнедеятельности у детей введена такая категория, как способность к ведущей возрастной деятельности.
|
|
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих нарушение основных категорий (критериев) жизнедеятельности человека, выделяют пять функциональных классов (ФК) их выраженности (в процентах):
ФК 0 — характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0 %);
ФК 1 — легкое нарушение (от 1 % до 25 %);
ФК 2 — умеренно выраженное нарушение (от 26 % до 50 %);
ФК 3 — выраженное нарушение (от 51 % до 75 %);
ФК 4 — резко выраженное нарушение (от 76 % до 100 %).