Все мировые цивилизации имеют одно бесспорное сходство - они дали миру новую духовную традицию и культуру. Сегодня в мире развиваются как минимум четыре цивилизации: китайская, библейско-античная (европейская), индийская и исламская. Лидером (инициатором) движения глобализма сегодня является европейская цивилизация. Считается, с позиций европейства, что мир должен осваивать и принимать ценности европейской культуры (вестерниза-
ция. Европейцы не готовы (и нет разговоров о намерениях) уступать, сегодня они доминируют в мире. Но это совершенно не означает, что другие цивилизации считают такое положение дел достаточным основанием для отказа от своих культурных и национальных традиций, верований и ценностей. Так, современный арабский фундаментализм, неприятие "общечеловеческих ценностей", имеющих западно-христианское происхождение, является реакцией арабской цивилизации на экспансию европейской цивилизации и навязывание арабам правил поведения в мире, выработанных европейцами. Всплеск исламского фундаментализма и политизации ислама - это реакция на экспансию западной цивилизации, идеологически оформляемой как глобализация. Это ответ на проникновение и распространение западных ценностей в неприемлющей их культуре восточных цивилизаций. В основе этого противостояния - противоречие между приоритетом личности и прав человека в западной культуре и приоритетом общины и долгом перед ней в культуре восточной.
|
|
Выход из этого противостояния может быть найден на двух направлениях: а) появление этноса, способного дать начало новой глобальной цивилизации (маловероятный успех); б) отказ от попыток создавать глобальный мир как цивилизацию. Это означало бы ослабление рисков межцивилизационной конфронтации. Поиск же следует вести в направлении межцивилизационных коммуникаций и обменов. Но здесь европейцам надо признать, что их лидерство в глобалистском процессе является раздражающим фактором. Строить глобальный мир придется сообща, и руководить в этом мире будет система стран, состоящая из представителей разных цивилизаций.
7. Глобализация - проблема экологическая. Прошло уже 27 лет со дня выхода книги А. Медоуза и его коллег "Пределы роста", в которой было показано, что если в мире не изменится система социально значимых ценностей, то человечество обречено, глобальная экологическая катастрофа неминуема. Авторы книги, представленной от имени Римского клуба, утверждали, что человечество должно обрести новую культуру глобального, взаимозависимого и солидарного мира. В этой культуре ценности эгоистического, обособленного и индивидуалистического мира рассматриваются как опасные и бесперспективные и для общества, разделяющего эти ценности, и для мира в целом. Придерживаясь этой социокультурной и мировоззренческой точки зрения на экологическую проблему, мы не считаем справедливой и актуальной точку зрения на природу как объект биохимической очистки и охраны. Проблема экологии - это проблема не природы, а людей.
|
|
Глобализация как экологическая проблема является проблемой нравственного выбора. Здесь человек или признает через покаяние содеянное им природе зло, усмиряет свою гордыню и принимает свое положение в природе как положение части общесистемного со-циоприродного ансамбля, или по-прежнему считает себя человеко-
богом, венцом, царем природы, насилуя ее в угоду своим текущим потребностям. Этот выбор сводится к мировоззренческой дилемме: или природа свята по той причине, что она сотворена Богом и человек является всего лишь системным ее элементом, обязанным считаться с биосистемой и отвечать за свои поступки в силу особой своей роли в ней как разумного существа; или природа не обладает какими-либо сакральными чертами, являясь источником материальных ресурсов, обслуживающим человека как хозяина, суверена природы. Примирительной системой взглядов на природу, определяемых теистической (религиозной) установкой и материалистической, является концепция пантеизма: природа свята сама по себе, она - источник не только ресурсов, но и добра, красоты, образцов поведения, знаний. Этой точки зрения придерживался, например, Н.Н. Моисеев. Такое расширение предметной области экологической глобальности фактически трансформирует ее в область создания (или восстановления) глобальной социобиосистемы. Введение в научный оборот такого расширения связано со следующими обстоятельствами.
I. Собственно проблемы сохранения природы не могут быть решены вне общества, вне вполне определенных общественных культур. Это означает, что глобализация социобиосистемы предполагает изучение социокультурных оснований различных обществ, создающих условия (предпосылки) или разрешения экологических проблем, или их усугубления. Здесь мировое сообщество должно найти механизмы поощрения для стран, экономящих природные ресурсы, и санкций для тех, кто небережлив. Примерами таких механизмов являются Монреальский протокол о фреонсодержащих веществах (участвуют 43 страны) и Киотский протокол (провален на саммите в Амстердаме в 2001 г.) о карбоновом кредите (участвуют 32 страны). П. Социобиосистема мира является сложившейся динамической системой, в которой на сегодняшний момент разнообразию социальных практик отведена экспансионистская и агрессивная роль, вытесняющая биоразнообразие природы в дикие, труднодоступные места, далее в национальные парки, в заповедники, и, наконец, в зоопарки и криогенные хранилища генного материала. Получается так, что масштабы и размеры биоразнообразия определяются способностью людей усмирить агрессию социоразнообразий. Источником этой агрессии являются необразованность и безнравственность материалистических оснований жизни сложившейся цивилизации. Искусственный мир цивилизации вытесняет живой и естественный мир природы. Людей все в большей степени окружает мир искусственных "каменных джунглей" (городов), искусственных лесов и цветов, искусственной пищи и одежды, искусственных материалов. М. Твен съязвил однажды: "Цивилизация - это машина по производству потребностей, в которых нет потребности". Задачей эволюции уже является задача выживания и приспособления людей и экосистем к искусственному миру человеческой цивилизации. Ясно, что это беспер-236
|
|
сцективный путь. Природа глобального мира не может быть природой лабораторий и заповедников.
III. Последнее десятилетие сформировало особую виртуальную культуру. Она все в большей степени заселяет мир человеческой цивилизации виртуальными образами, героями, наделяя их чертами живых людей, способных удовлетворять потребности реальных людей. Это приводит к ослаблению роли нравственных и социальных регуляторов в сексуальном поведении, к росту агрессивности, к искажению фундаментальных потребностей, таких как материнство (например, в игре "томагочи", потребность в заботе, опеке (материнстве) регулируется отключением виртуального "дитя" в случае, когда он надоедает). Социологи фиксируют синдром привлекательности виртуального мира (в нем все дозволено, все доступно и немедленно дает удовлетворение: можно убивать, получать сексуальное удовлетворение, когда угодно и с кем угодно, можно быть героем и злодеем и т.д.). Одновременно проблемы реального мира становятся неинтересными, скучными, неактуальными. Очевидно, что в условиях экспансии виртуальной цивилизации шансы к сотрудничеству с природой уменьшаются. Более того, виртуальный мир обладает вполне реальной силой, меняя и социальную, и биологическую природу самого человека. Фактически идет процесс материализации виртуального мира. В нем природе нет места вообще. Она там если и присутствует, то только как миф беспроблемного мира.
IV. Экспансия искусственного мира цивилизации, вытесняющего и уничтожающего живой мир, вызывает явление, называемое "синдромом Сатурна"1. Он состоит в следующем: когда плотность популяции, размер потребляемых ею ресурсов, производимых благ и объем производимой ею информации (новое качество среды, новые товары и т.д.) превышают критический уровень, наступают явления депопуляции, самоуничтожения искусственной цивилизации (например, войны, депопуляция в ряде стран, гомосексуализм, СПИД, суицид, рост числа абортов и бездетных семей с понижением способности мужских особей давать потомство, рост техногенных и природных катастроф2, массовая смертность от голода, рост агрессивности, иррациональность поведения). Однако, считать эти факты следствием нарастания агрессивности природы у нас нет достаточных оснований потому, что таких исследований не проводилось (или о них нам неизвестно). Важно другое - необходим новый и глобальный порядок взаимодействия людей и природы.
|
|
Сегодня осознано, что проблема природы - это проблема самих
Сатурн -титан древнегреческой мифологии, зная, что он погибнет от собственных Детей, поедал их.
За период с 1960 г. по 1990 г. ущерб от стихийных явлений погоды вырос на нашей планете в 40 раз (!) и составил 43 млрд долл. в год.
237людей. Ее интенсивность, формы проявления, а, самое главное, способы разрешения определяются социокультурными свойствами (особенностями) людей. Глобальный мир требует свойств глобального человека: это человек нравственный, социолизированный в системе ценностей социально-ориентированной культуры.
Очевидным является утверждение, что людей (и обществ) "вообще" не бывает. Общества, как и люди, различаются своими укладами жизни, верованиями, образцами поведения (культурами,), историей и традициями. Нет "плохих" и "хороших" народов, есть просто разные народы. Незнание этих особенностей, различий между обществами приводит в социальной и экологической политике к печальным последствиям. Они, в главном, состоят в том, что населению предлагаются неадекватные доктрины социоэкологи-ческой безопасности, неадекватные социальные технологии воздействия на общество (и его общности) для гармонизации отношений с природой.
В последние годы появились такие направления науки как эко-психология или психология экологического сознания ("энвайрон-ментальная психология"), которые ставят вопросы, уже поднятые сторонниками "биоэтики". Эти направления постепенно готовят научные основания для перехода от антропоцентрического сознания к экоцентрическому и вызваны тем, что человек осознает себя как "процессуальная единица" самоосуществления природы3. Необходимость в этом растет по мере того как общество признает губительность утилитарного подхода. Так, экстенсивный подход к организации производства привел к появлению техники, игнорирующей существование природы, а порой и прямые интересы сохранения жизни человека. При решении учебно-технической задачи - посадка летательного аппарата все внимание студентов концентрируется на сохранности техники, и в 90% случаев условный экипаж погибнет в воздухе от перегрузок4. К сожалению даже у коренного населения -поморов русского Севера в современных условиях основу современных экологических представлений составляет утилитаризм. Преобладающим отношением к природе в целом и к двум ее системообразующим элементам в данной местности - морю и лесу - является отношение с точки зрения пользы, получаемой конкретным человеком. По частоте высказываний подобное представление является абсолютно доминирующим5.
8. Глобализация и проблема прав человека.
Сторонники глобализма отстаивают как неотъемлемую цен-
3 См.: Первая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М-, 1996.
4 Габдреев Р.В. Инженер как источник экологической опасности // Первая Российская конференция по экологической психологии. С. 30-31,
5 Плюснин Ю.М. Экологические представления поморского населения Русского Севера//Там же. С.132-133.
ность глобального мира выпестованные в культуре либерализма права и свободы людей. Это естественно: лидерами глобализма и яв-дяются страны европейской цивилизации, в культуре которой системообразующим ядром являются права и свободы личности.
Глобализм в европейской культуре является доктриной, воспринимаемой веками как неизбежность, как фатальная предопределенность. Этому, очевидно, способствуют условия, уже названные нами: ограниченность мира ("мир как большая деревня") и возможность вселенского апокалипсиса, связанного с ядерной войной, мировым терроризмом, экологической катастрофой. Это означает, что человеком западной культуры глобалистская доктрина воспринимается как доктрина снижения рисков ухудшения своей жизни, сохранения достигнутого уровня благосостояния, своих прав и свобод.
Однако, здесь, так сказать, по умолчанию, подразумевается одна проблема. Она состоит в том, что глобализм - это новый мировой порядок, о котором пока принято говорить с позиций европоцентризма (как цивилизации, а не континента). Глобалисты-теоретики неохотно говорят о системных противоречиях в мире, которые нуждаются в разрешении. За них придется платить. Слабая теоретическая база глобализма позволяет наметить лишь контуры нового мирового порядка и связанных с ним издержек:
• введение надгосударственных механизмов разработки и поддержания глобального порядка;
• идеологическое обеспечение этого порядка и, возможно, подавление диссидентства (антиглобадистических доктрин);
• ограничения в системе прав, связанных с нарушением глобального порядка (это могут быть ограничения в уровне доходов, потребления, числа детей в семье, возможности принудительной стерилизации, ограничения на проживание в определенных регионах и т.д.).
Глобализация как единственная доктрина выживания западной цивилизации становится, как всякая единственно верная доктрина, инструментом насилия. Избежать этого крайне негативного развития доктрины глобализма можно через создание в мире условий для нахождения консенсуса и запрета силовых способов ускорения глобализации. Проблема глобального мира - это сегодня, преимущественно, проблема западной цивилизации, рассматривающей глобализм как средство самосохранения за счет других народов.
Глобальный мир - уже не только предмет дискуссий. Это мир, уже имеющий мировую конструкцию, определяемую мировой экономикой, культурой, политикой, природной средой. Это противоречивый и очень неоднородный мир. Пока проблема глобализации в большей степени изучается спекулятивно: это идея, для которой подбираются факты, доказывающие торжество глобализма. Факты, противоречащие этой идее, считаются или малозначительными, или артефактами. Такой подход, очевидно, делает процесс глобализации
239в первую очередь процессом политическим (или, за слабостью научного обеспечения, религиозным: глобализация - это новая религия). Социобиологическая обеспеченность глобализации ставит проблему ровно наоборот: какие культуры народов мира естественно восприняли бы глобализационный процесс, а какие были бы против него? Решение этой задачи требует разработки модели социокультурной диагностики, проведение кросскультурных исследований с целью развития позитивных качеств доктрины глобализма и коррекции негативных, вызывающих отторжение в культурах определенных народов. Очевидно, что надо знать, как ослабить глобалист-ский негативизм и у каких народов. Такая позиция означает и необходимость построения мирового социологического мониторинга. Он окупится, если принять, что глобализация - это длительный процесс взращивания новой культуры, но не кампания по преодолению мировых неприятностей в экономике, экологии и других областях мировой жизни.
4.2. Социокультурная диагностика и глобализация
Оценка глобализации как системного явления требует определения системы координат, в которых будет осуществляться эта процедура, ибо вне системы координат любые оценки остаются спекулятивными.
Определим сразу свою позицию. Во-первых, система координат должна быть способна идентифицировать социальные факты, связанные с процессом глобализации. Во-вторых, мы не собираемся давать оценки фактам с позиций этики (плохо или хорошо), прогресса (прогрессивно или регрессивно) или политической конъюнктуры (позитивно или негативно). Мы будем только фиксировать факты в нашей системе координат и интерпретировать их с позиций этой системы. Другая система координат может привести к другой интерпретации тех же фактов. Социология постмодернизма активно заявляет эту позицию, "отказываясь служить судьей по делам... мирского знания и в особенности воздерживается от задачи "исправления" здравого смысла"6. В-третьих, идентификация фактов ставит проблему теоретического их осмысления как проблему подбора наилучшей теории (модели), но не как проблему оценки фактов с позиции "единственно верной" абсолютной теории по той причине. что такой теории не существует.
Модели (социальные теории) отражают социальные факты. Они вторичны по отношению к фактам. Они относительны, и трансформации социальной реальности приводят к изменению ее
6 Бауман. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопр. циологии. 1992. № 2.
объясняющей теории. Это означает, что нет и не может быть абсолютных социологических теорий и законов: они есть следствие общественных состояний. Каковы люди и связи, объединяющие их в общества, таковы и социальные теории, объясняющие их жизнь. Это, к примеру, означает, что социальные законы жизни в Канаде, в Сибири и в Бразилии различны, различны и социальные теории, позволяющие понять их жизнь. Различие объясняется очевидным образом - в этих землях живут разные народы, с разными традициями, историями и культурами. Разным будет и отношение их к проблеме глобализма и процессам глобализации.
Современные глобалисты (Р. Робертсон, И. Уэллерстайн) любят говорить об объективности процессов глобализации, обусловливая это абсолютностью и объективностью экономических законов (законов, отражающих деятельность людей в одном из социальных институтов, забывая, что экономические законы - это частные социальные законы). Фактически эта установка является марксистской позицией исторического материализма. П. Штомпке такой взгляд на исторический процесс, как процесс не зависимый от человеческого сознания и посему объективный, назвал девеломен-
тизмом7.
Законы глобализации, как законы социальные, не абсолютны. И они зависимы от людей, от их национального характера, традиций, культуры. Доказательством тому служит критика политики МВФ, пытающегося во всем мире (в том числе и в России) предлагать универсальные рецепты с целью построить универсальные экономики ("как в США"). Крупнейший экономист-бизнесмен Клод Смаджа, гендиректор Всемирного экономического форума в Давосе, заявил на форуме в январе 1999 г.: "Я потрясен теми ошибками... в действиях МВФ... Они хотели приложить американскую финансовую модель ко всему миру, и еще неизвестно, какие последствия и раны все это оставит... Страны мира будут продолжать развиваться по своим собственным, отличным от американской, моделям".
Вообще говоря, ум - это способность наилучшим образом использовать свои знания. Стремление к тотальному применению моделей монетаристской экономики как модели глобальной мировой экономики - это безумие. Ее цена в России известна: массовая нищета, экономическая разруха.
Предлагается для социодиагностики общественного состояния Пятимерная система координат. Каждая ось этой системы одновременно является и моделью социологической проблемы (см. табл. 4.1). Социологическая проблема - это системное единство Двух противоположных (в определенном смысле) социальных миров и объясняющих их теорий. Социологическая диагностика состоит в оценке распространенности в обществе системы ценностей этих ми-
со-
7 Штомпке П. Социология социальных изменений. М„ 1996.
241ров, определения ценностей, доминирующих в обществе, объяснение общества с помощью моделей (теорий), адекватных фиксируемым доминантным системам ценностей. В табл. 4.1 приведены 5 систем таких социологических проблем и 5 пар социальных миров. Здесь же для каждого из этих миров приведены системы доминирующих ценностей (социокультурные доминанты). Они обозначены как доминанты А и В. Приведены и фамилии авторов теорий, объясняющих общества с данной (А и В) доминирующей системой ценностей.
Какие оценки процесса глобализации возможны в этой системе координат? Очевидно, что они будут зависеть от типов обществ и их культур8: если мы определим тип общества, то поймем и его отношение к глобализации. Очевидно и другое - мы даем теоретическую модель, состоятельность которой можно проверить эмпирическим исследованием кросскультурных различий обществ или цивилизаци-онных систем. Таких исследований не проводилось. Это означает, что предполагаемые модели - это, по-существу, гипотезы.