Особенности управления операционной и инвестиционной недвижимостью.
Функции управляющей компании.
1)подготовка программы управления объектом; организация проведения экспертизы объекта недвижимости;
2)своевременное уточнение стратегии развития объекта недвижимости;
3)разработка бюджета, доходов и расходов, периодических планов по управлению объектом;
4)организация технической эксплуатации и санитарного содержания объекта;
5)анализ и мониторинг рынка недвижимости;
6)организация продвижения объекта на рынок, в том числе рекламы;
7)работа с клиентами объекта недвижимости, т.е. привлечение, обслуживание;
8)финансовый менеджмент на объекте: планирование, учет, отчетность, организация расчетов;
9)работа с поставщиками товаров и услуг, с подрядными организациями, органами государственного контроля и надзора;
10)работа по сохранению и улучшению характеристик объекта и повышению его рыночной стоимости;
11)обеспечение безопасности объекта;
12)своевременная отчетность перед учредителями управления.
Операционная недвижимость выступает как составная часть реальных активов предприятия, и ее использование подчинено общим целям развития предприятия. Операционная недвижимость является одним из ресурсов, используемых в процессе деятельности предприятия, и управление ею является одним из направлений управления предприятием.
Цели управления операционной недвижимостью:
• Обеспечение выполнения основной (операционной) деятельности собственника недвижимости.
• Поддержание хорошего состояния объектов недвижимости.
• Сохранение стоимости недвижимости.
• Минимизация затрат на техническое обслуживание и эксплуатацию недвижимости.
Задачи управления операционной недвижимостью:
• Определение количества недвижимости разного типа, необходимого для обеспечения деятельности предприятия.
• Определение требований к качеству недвижимости (по планировке, долговечности, соответствию специфическим запросам предприятия).
• Определение требований по местоположению недвижимости.
Методы повышения эффективности:
1. Аудит недвижимости - регулярный сбор информации о степени загруженности недвижимости и направлениях ее фактического использования. Результат аудита недвижимости – формирование имущественного баланса предприятия, показывающего затраты на содержание недвижимости и генерируемые, связанные с ней доходы. На основании аудита могут быть приняты меры по перераспределению имеющегося имущества или по расширению ее использования.
2. Аутсорсинг – передача части работ/услуг по управлению недвижимостью сторонним коммерческим организациям с целью повышения их качества и минимизации затрат.
3. Соглашение об оказании услуг - заключается между предприятием как целым с отдельными подразделениями и определяет обязанности организации как собственника помещений (ремонт, снабжение) и обязанности подразделений, занимающих помещения (уборка, направления использования).
4. Внутренняя аренда – сдача в аренду предприятием помещений собственным подразделениям.