Динамика исторического процесса

Развитие взглядов на исторический процесс за последнее столетие происходило под знаком борьбы двух альтернативных подходов к его пониманию. Первый связан с представлением о том, что этот процесс монолинеен: все страны и народы движутся по одной и той же магистрали исторического прогресса. Одни из них (западные) вырываются вперед, достигая более высокой ступени развития; другие отстают и застревают на более низких уровнях, но рано или поздно они тоже должны пройти тот же путь, который прошли высокоразвитые западные страны. Второй подход отстаивает идею полилинейности исторического процесса. В свете этой идеи история человечества предстает как история отдельных обществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени. Эти общества рождаются и умирают, и никакого универсального, охватывающего все общества процесса развития не существует. Поэтому сравнивать разные общества по уровню развития нельзя, ибо каждое из них развивается по-своему.

Первый, «монолинейный» подход нашел наиболее развитое и последовательное выражение в социальной философии марксизма. Второй, «полилинейный» подход к пониманию исторического процесса получил известность, главным образом, благодаря трудам мыслителей ХХ в. О.Шпенглера и А.Тойнби.

Возникающие в историческом процессе бифуркации создают возможность полилинейного хода истории: разные общества, оказавшись на исторической «развилке», в силу каких-то конкретных обстоятельств могут дальше двигаться по разным бифуркационным ветвям. В реальной истории человечества так во многих случаях и происходит. Поэтому в ней возникают разнообразные варианты социальных систем, каждая из которых отличается своеобразием своей исторической эволюции и специфическими особенностями культурной, экономической и политической жизни.

В синергетике показывается, что среди возможных состояний, через которые проходит сложная диссипативная система в своей эволюции, есть некоторые наиболее устойчивые состояния, к которым и устремляется эволюция этой системы. Такие состояния называются аттракторами (от лат. attractio – притяжение). Аттракторы как бы притягивают к себе систему. Если система вошла в конус аттрактора (ведущий к нему «коридор») то это предопределяет ее будущее. К аттрактору ведут разные бифуркационные траектории, но если системы выбрала одну из них, она неизбежно придет к аттрактору (когда система выбирает траекторию, уводящую от аттрактора, она может неоднократно снова попадать в точки бифуркации, пока не встанет на путь, ведущий к нему). Так происходит и с социальными системами: выбирая какую-то из бифуркационных ветвей, каждая из них движется к определенному аттрактору.

Глядя в историческое прошлое, можно в самом общем виде представить ход всемирно-исторического процесса от первобытности до современности следующим образом. Живущие в разных условиях народы «пробуют» различные варианты возможных путей эволюции. Это ведет к появлению целого «дерева» различных исторических путей, по которым движутся отдельные народы.

Но в прошлом контакты между географически далекими странами были затруднены и почти не влияли на их историческое развитие. В наше время положение изменилось. Ныне практически все народы втянуты в общую сеть разнообразных связей и составляют вместе хотя и полный противоречий, но единый мир. Идет интенсивный обмен культурными достижениями. Люди, товары, капиталы, идеи в современном мире находится в охватывающем все страны круговороте. В результате образуется общий мировой экономический рынок, общее всемирное культурное пространство, общая система государственных отношений (ООН и др. всемирные организации). Пути эволюции разных стран начинают все более сходиться и попадают в конус общего, единого, глобального аттрактора – «суператтрактора», т.е. состояния, к которому устремляется эволюция всего человечества в целом.

В этих условиях различные «линии» исторического процесса сближаются. Вместе с тем обнаруживается, что одни страны двигались к «суператтрактору» наиболее прямым, «магистральным» путем и подошли к состояниям, более близким к нему, тогда как другие направлялись к нему же, но «окольными», более извилистыми дорогами, через боковые ответвления и тупиковые состояния, из которых приходилось долго выбираться, а потому оказались от него на более далеком расстоянии.

Таким образом, альтернатива монолинейности и полилинейности исторического процесса относительна. Различные цивилизации, существующие в современном мире, оказались продуктами истории, возникшими на разных путях эволюции, ведущих в конце концов к образованию единого мирового сообщества. В прошлом, когда человечество было разрозненно на слабосвязанные между собою общества, исторический процесс был полилинейным; ныне же, в условиях формирующегося глобального мира, он становится монолинейным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: