Проблема смысла истории

Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к какой-то цели. Это представляется вполне естественным с религиозной точки зрения. В самом деле, если человек создан высшей сверхъестественной силой, то возникает вопрос, для чего она его создала? Должна быть цель, ради которой существует человечество. В продвижении к этой цели и заключается сущность исторического прогресса. Таким образом, история человечества обретает смысл, состоящий в выполнении предназначения, определенного ему свыше.

Этот смысл видели в следовании воле Бога, ведущей человечество к «спасению» (Августин Блаженный); в развитии самопознания Абсолютной идеи (Гегель); в достижении «всеединства», слияния с природой и Богом (Вл.Соловьев); в движении к «точке Омега» - вершине развития человеческого духа (Тейяр де Шарден), в космическом предназначении, состоящем в антиэнтропийной деятельности и одухотворении природы (Вернадский).

Материализм отвергает мысль, что Бог или некий высший разум предопределил смысл истории. Синергетика, открыв закономерности самопроизвольного развития сложных систем, с новой точки зрения подтверждает известные слова Лапласа, что для объяснения мира нет необходимости в «гипотезе о существовании Бога». Никто природу не создал и не поставил перед ней никакой цели, и точно так же никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ним. Человечество существует не для того, чтобы выполнить какое-то заданное ему свыше предназначение, а потому, что возникло на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать (если только само себя не уничтожит в ядерной или какой-нибудь еще катастрофе).

Но, может быть, сама природа уготовила человечеству какое-то предназначение, и смысл истории – в том, чтобы это предназначение осуществлять?

Однако природа не ставит перед собой никаких целей. Да и если бы ставила, то у нас не было бы возможности узнать, что она замыслила насчет человека. Ибо наука познает законы природы, но не ее «мысли». Мы конечно, можем при желании приписывать природе свои мысли, но тогда уже вопрос заключается не в том, для чего природа предназначила человека, а в том, для чего человек сам предназначает себя.

Для чего природа создала человека – некорректный вопрос. Природа уже сделала для человека все, что смогла, наделив его мозгом и руками. Дело теперь за самим человеком: пусть он сам позаботится о том, чтобы понять, кто он есть, и определит свою судьбу.

Но смысл истории человеческого рода нельзя узнать или открыть подобно тому как астроном открывает неизвестную ранее звезду или биолог – генетический код, в котором заложена программа поведения животного. Ни от Бога, ни от природы мы не можем получить ответ на вопрос, в чем смысл истории. И сама история не может дать ответ на него. Никакое исследование исторических фактов не скажет нам, к чему мы должны стремиться. Факты, будь то факты истории или факты природы, не могут решить за нас, для чего мы живем.

В истории не существует никакой цели и никакого смысла, заданных человечеству «извне». Но это не значит, что их не может быть вообще. Человечество способно само поставить себе цель и придать смысл своей деятельности.

Однако было бы наивно надеяться, что это может быть сделано каким-то пророком, который, наконец, сформулирует цель и смысл истории, и всем станет ясно, в чем они состоят. Было немало исторических деятелей, выдвигавших цели, к которым должны устремляться усилия народов, стран и всего человечества. В некоторых случаях такие цели достигались – правда, всегда лишь отчасти. Можно вспомнить тут об Иисусе Христе и Мухаммеде, Александре Македонском и Цезаре, Петре I и Бисмарке. Маркс провозглашал целью истории построение коммунистического общества, и в лозунге «Наша цель – коммунизм» многие видели смысл истории. Но всякий раз в конце концов оказывалось, что поставленные исторические цели были, во-первых, преходящими и, во-вторых, не становились на практике общечеловеческими.

Пока исторический прогресс идет полилинейно, о какой-либо единой цели или едином смысле истории говорить не приходится. Человечеству необходимо прежде осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе - таково условие осуществления целенаправленной объединенной общечеловеческой деятельности. Только тогда оно сможет сплотиться для осуществления дел, составляющих цель и смысл его развития.

Проблема заключается не в том, чтобы «открыть» данное человечеству свыше (от Бога или от природы – не имеет значения) «задание», которое ему положено выполнить. Проблема – в том, что человечество должно определять свои задачи, разумно оценивая при этом их принципиальную осуществимость, и солидаризироваться в их выполнении. Чтобы история обрела смысл, человечество должно стать хозяином своей судьбы. Человечество должно само вносить смысл в свою историю. Подобно каждому отдельному индивиду, человек как родовое существо тоже должен сам разгадывать загадку своего Я, искать и творить себя, свою сущность и смысл своего существования.

Сущность человека, природа человеческого начала, смысл человеческого бытия – все это составляет тайну, которая на каждом этапе исторического развития человечества приоткрывается людям – в виде вырабатываемых ими идеалов – лишь частично, да и эти частичные разгадки оказываются только временными и обманчивыми ее покрывалами.

Это вечная тайна, вечная проблема и задача человечества в его продолжающейся истории.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Предмет философии и основные философские направления 2

2. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 5

3. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 8

4. КОНЦЕПЦИИ ПЕРВООСНОВЫ МИРА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 10

5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ /СОФИСТЫ. СОКРАТ/ 12

6. ПЛАТОН 13

7. АРИСТОТЕЛЬ 14

8. ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА 16

9. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 18

10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 21

11. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 23

12. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 25

13. ФИЛОСОФИЯ КАНТА 27

14. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ 28

15. ФИЛОСОФИЯ ФЕЙЕРБАХА 30

16. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА 31

17. ПОЗИТИВИЗМ 33

18. ПРАГМАТИЗМ 34

19. ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 35

20. НЕОТОМИЗМ 37

21. ФРЕЙДИЗМ 38

22. НЕОПОЗИТИВИЗМ 40

23. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 41

24. ГЕРМЕНЕВТИKA 43

25. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КАК 45

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ 45

26. ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ 47

27. ФИЛОСОФИЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ И НАРОДНИКОВ 49

28. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. 52

29. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО И Л.Н. ТОЛСТОГО 53

30. ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА 55

31. ХХ ВЕК. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 57

32. Реальность, материальное и идеальное, бытие. Атрибуты и категории. 59

33. Философское представление о движении, пространстве и времени. 62

34. Причина развития и противоречие 65

35. Характер развития – диалектика качества и количества. 67

36. Направленность развития – процесс отрицания отрицания. 69

37. Возможность и действительность. 71

39. Причинность и детерминизм. Монизм или плюрализм? 74

40. Эволюция отражения от механического отпечатка к сознанию. 79

41. Основные этапы и формы процесса познания 86

42. Критерии истины. Догматизм и релятивизм. 91

43. Методы и формы научного познания 98

44. Проблема человека в философии 103

45. Природное и социальное в человеке 105

46. Человек как личность 108

47. Сознание, его свойства и функции 110

48. Сознание и бессознательное 114

49.Человеческая деятельность 116

50. Проблема смысла жизни 119

51. Понятие «общество» 121

52.Материальное и духовное в жизни общества 124

53. Культура и цивилизация 128

54. Техника 130

55.Свобода и необходимость в историческом процессе 133

56. Динамика исторического процесса 137

57.Исторические типы общества 138

58. Глобальные проблемы современности 141

59.Общественный прогресс 144

60. Проблема смысла истории 147


[1] (Приведенная трактовка термина "метафизика" принадлежит Гегелю, до него, и в современной западной философии это понятие часто используется в значении "философское учение о сверхчувствительных принципах бытия", или как практический синоним философии. Это можно расценить как ничем не оправданное смешение понятий.)

[2] МарксК.. ЭнгельсФ. Соч. Т.46. Часть 1. С.28.

[3] От лат intentio – стремление.

[4] Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс Т.1. СПб, 2000. С. 357-380.

[5] Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных систем, т.е. систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией («диссипация» – от лат. dissipare – рассеивать). Широта и фундаментальность синергетических идей и принципов привели к превращению синергетики в междисциплинарное научное направление, которое становится источником важных философско-методологических выводов и обобщений. В рамках этого направления формируется социальная синергетика, задачей которой является применение синергетических понятий и методов к изучению общества.

[6] Точно так же теоретически есть вероятность того, что стоящая на столе бутылка пива вдруг без всякого внешнего воздействия взлетит к потолку: для этого достаточно, чтобы в какой-то момент все молекулы ее содержимого в процессе хаотического броуновского движения одновременно направились кверху; но вероятность такого события ничтожно мала.

[7] Его называют по разному: «сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер), «информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда), «неотехническая эра» (Л.Мэмфорд), «технотронное общество» (З.Бжезинский) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: