double arrow

Скорость и мощность от графа Де Диона


Ни кому не известно сколько молодых людей с большими деньгами, а еще чаще с большими амбициями, пытались покорить Париж! Но лишь немногим из них это удавалось. Каждому же, кто преуспел, приходилось изобретать нечто особенное, чтобы «столица мира», которую трудно было удивить, приняла их и оценила. Альберу де Диону помогли в этом самодвижущиеся экипажи.

Не случайно графа Альбера де Диона, родившегося в 1856 году в замке Манбреул города Каркефу, приятели называли спортивным маркизом – он был не только хорошим фехтовальщиком, но и одним из первых автомобилистов и основателей французского автоклуба.

Когда в 1880 году в высшем парижском обществе появился 24-летний граф де Дион, казалось, ему уготовано блестящее будущее. В самом деле, молодость, богатство, знатность – он был потомком старинного аристократического рода – эта беспроигрышная комбинация открывала ему двери самых знатных домов. Мало кто мог догадываться, что за веселым нравом и полной приключений жизнью молодого аристократа крылось нечто большее, чем просто жажда славы.

Однажды герцог Морни давал бал и желал украсить его какой-либо забавой. В таком деле без помощи де Диона трудно было обойтись. На Итальянском бульваре граф Альбер случайно увидел и приобрел восхитительную модель парового локомотива. Для герцога игрушка оказалась всего лишь мимолетным интересом, зато жизнь де Диона эта невинная забава повернула решительным образом. Спустя несколько месяцев он разыскал ремесленника, изготовившего эту игрушку, им оказался механик Жорж Бутон (1847-1938). Познакомившись поближе, де Дион тут же предложил свой финансовый вклад на дальнейшее развитие подобных механизмов. Так в 1882 году возникла новая французская автомобильная фирма «Де Дион-Бутон», изготовлявшая первоначально трех- и четырехместные мотоциклы, движимые паровой машиной. А спустя год, в 1883-м, был построен первый трехколесный автомобиль. Вес его равнялся 50 кг, мощность – 1 л.с., а скорость – 60 км/ч.




Семейный скандал разразился после того, как любимец женщин, король светских балов Альбер собственноручно вывел на улицы Парижа громыхающий, извергающий клубы пара и дыма паровой автомобиль.

Поведение графа возмутило родственников, и для Альбера закрыли доступ к семейному бюджету. Но остановить его уже ничто не могло. Неожиданно и очень скоро паровые экипажи стали модой. Тесная мастерская превратилась в небольшую фабрику. Весьма кстати оказался и заказ на паровые машины для военного флота, обеспечивающий де Диону солидный доход и соответствующее уважение. Пришлось семье сменить гнев на милость. А имя «парового графа» стало известно теперь не только в Париже, но и во всей Франции.



Альбер де Дион оказался волевым человеком. Сознавая недостаток знаний, он получает инженерное образование, превратившись из обыкновенного экспериментатора в талантливого конструктора.

В 1886 году, после Всемирной выставки в Париже, где де Дион имел возможность увидеть автомобиль Готлиба Даймлера, он получил патент на собственный двигатель внутреннего сгорания. И не случайно – его одноцилиндровый мотор мощностью всего в 0,5 л.с. делал не 180 оборотов в минуту, как двигатель Николауса Отто, и даже не 450, как двигатель Карла Бенца, а 3000 – он вращался с невероятной скоростью! Конструкция оказалась настолько удачной, что ее использовали в своих автомобилях 28 французских, 7 английских, 6 итальянских, 5 немецких и американских заводов, а также русская фабрика «Фрезе».

Первая машина марки «Де Дион-Бутон», с бензиновым двигателем появилась в 1895 году. Это был маленький трехколесный экипаж (трицикл), новинкой которого был аккумулятор и зажигание при помощи электрической свечи.

Хорошо преподнесенная (а главное – вовремя) реклама сказалась на продукции фирмы – автомобили «Де Дион-Бутон» пользовались большим спросом. Однако граф решил не останавливаться на достигнутом, решив, что необходимо создать постоянный комитет, который бы занимался вопросами автолюбителей и автопроизводителей. Благодаря настойчивости де Диона через некоторое время был основан «Автомобильный клуб Франции», который стал действительно инициативной организацией, способствовавшей развитию техники.



В 1906 году «Автомобильный клуб Франции» созданный при участии графа Альберта де Диона, организовал кольцевую гонку в Ле-Мане, получившую название «Большой приз Франции». Позже гонки этого типа стали проводить и в других странах, а в 1950-м они превратились в самый престижный чемпионат мира по автогонкам Формула-1.

Де Дион вел самую активную деятельность в автоклубе, президентом которого являлся. Занимался он и политикой. Начиная в 1902 года, Альбер 20 лет подряд избирался в парламент республики, а в 1923-м – в сенат.

А между тем, вслед за трициклом последовал не менее легкий квадрицикл, а от него в 1898 году родилось обширное семейство хорошо известных автомобилей «Де Дион». Их предлагали в многочисленных исполнениях с передним и задним расположением мотора, с разными кузовами на 2-4 места. В машинах де Диона находили воплощение самые прогрессивные конструкторские идеи того времени. Одна из них – жесткая подвеска «Де Дион», запатентованная еще в 1893 году, по сей день хорошо известна всем автолюбителям. Принцип ее работы прост – жесткий мост соединял колеса и заставлял их двигаться с помощью карданных шарниров параллельно. Однако из-за недостаточной прочности используемых материалов изобретение было на время забыто.

Впервые жесткую подвеску собственной конструкции де Дион стал устанавливать на своих серийных машинах лишь в 1899 году. Чуть позже она была установлена и в самой известной серии недорогих машин «Популер», выпускавшейся с 1902 года (с двигателем в 6-9 лошадиных сил.). На протяжении долгих лет это был наиболее популярный тип французского автомобиля, имеющего двухступенчатую коробку передач, управляемой с помощью рычажка установленного на рулевой колонке.

Появление мощного и высокоскоростного двигателя подтолкнуло специалистов фирмы «Де Дион-Бутон» на создание транспортных средств, по своим характеристикам значительно превосходящих автомобили конкурентов. Их отличало небольшая цена, легкость в обслуживании и простота в обращении, поэтому автомобили фирмы «Де Дион-Бутон» пользовались устойчивым спросом. Вскоре некоторые фирмы начали приобретать их для переделки и дальнейшей перепродажи под собственной маркой. Через некоторое время и сама фирма «Де Дион-Бутон» откликнулась на запросы рынка и уже в 1899 году выпустила усовершенствованную четырехколесную машину.

Новый автомобиль представлял собой известную модель «Де Дион», с двигателем мощностью 3,5 лошадиных сил и оригинальной конструкцией заднего моста. Удачная компоновка автомобиля позволила значительно его массу. В принципе это не было великим открытием – такое решение уже использовалось на паровых автомобилях, да на него и не претендовали ни Дион, ни Бутон, но зато была применена весьма удачная схема заднего моста – в этом инженеры целого ряда известных фирм, таких как «Лянча» и «Ровер», убедились в 50-х годах XX века.

Автомобиль фирмы «Де Дион-Бутон» образца 1905 года с двигателем мощностью 8 л.с. Такие одноцилиндровые малолитражки отличались простотой и надежностью, что вызвало их рекордную популярность.

Тщательно разработанные де Дионом и Бутоном небольшие одноцилиндровые машины завоевали популярность и продержались на рынке до 1912 года, несмотря на появление двухцилиндровых и четырехцилиндровых моделей. Причиной тому были надежность, комфортность, простота в управлении и достаточная мощность. Помимо этого двигатель «Де Дион-Бутон» с 1898 по 1908 годы дал жизнь сотне разных модификаций моторов, а они, в свою очередь – многим весьма престижным автомобилям, в том число и со знаменитой маркой «Рено».







Сейчас читают про: