double arrow

Первый автомобиль России

Многие наши современники часто пребывают в полной уверенности, что дореволюционная Россия была «отсталой аграрной страной». А между тем эта «отсталая» страна в конце XIX века входила в десятку ведущих мировых держав по общей протяженности железных дорог, добыче алюминия, производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также по количеству имевшихся автомобилей, хотя следует признать, что основная их масса была не собственного производства.

Среди историков российского автомобильного транспорта считается установленным тот факт, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в Российской империи была машина французской марки «Панар-Левассор», привезенная в 1891 году редактором «Одесского листка» Василием Навроцким. Согласно исследованиям специалистов Конюшенного музея – музея автомобильного транспорта в Санкт-Петербурге, первый автомобиль появился в столице Российской империи 9 августа 1895 года, причем в конце того же года в столицу было ввезено еще несколько автомашин. Исследования же Музея истории Москвы показывают, что в первопрестольной автомобиль появился еще позже, только в 1899 году.

Но еще раньше произошла самая знаменательная дата в истории автомобилизации России – в 1896 году в Петербурге был построен первый российский автомобиль. Вот что было написано в заметке «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России», опубликованной в 24-м номере «Журнала новейших открытий и изобретений» за 1896 год: «Производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор предпринимателей в России, если не считать немногих и малоудачных попыток строить велосипеды с бензиновыми двигателями по образцу немецких. Теперь же за это дело взялась известная фирма в Петербурге «Фрезе и К°», оканчивающая постройку двухместного экипажа с бензиновым двигателем, предназначенного для отправки на Нижегородскую выставку. Фирма «Фрезе и К°» построила только экипаж, двигатель же построен С.-Петербургским заводом газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева. Этот интересный экипаж, вполне русского производства, мы имели удовольствие осматривать в несколько неоконченном виде. Откладывая подробное его описание до того времени, когда он будет совершенно окончен и испытан, сообщим здесь только некоторые особенности.

Сам экипаж по внешнему виду ничем не отличается от подобных иностранных конструкций, тем не менее, в нем сделаны некоторые существенные усовершенствования, именно – приделан складной комканый верх, как в крытых пролетках, весьма не лишний для нашего капризного климата; передаточные ремни заменены резиновыми, что отразится меньшим скольжением на шкивах, по необходимости небольших, при сравнительно коротком расстоянии между осями; сделано крупное усовершенствование в конструкции передней оси. Благодаря усовершенствованной конструкции эта ось получает большую прочность, а кузов ложится на ось крепкими упругими рессорами, дополняющими эластичность хода экипажа. Само собой понятно, что экипаж отличается прочной изящной отделкой и имеет резиновые шины.

Горизонтальный бензиновый двигатель развивает две силы, что оказывается достаточным для хода экипажа со скоростью 20 верст в час по ровной мостовой. Наличного запаса бензина хватает на 10 часов.

Что касается самого щекотливого вопроса – его стоимости, то это еще по новизне дела точно определить нельзя. Тем не менее, фирма «Фрезе и К°» надеется, что стоимость его будет не свыше 1300 рублей серебром, чтобы возможно было конкурировать с иностранным производством.

Приветствуя новое производство в России, столь желательное при современном положении условий передвижения, пожелаем ему успешного развития и усовершенствования, на что, как кажется, имеются основательные данные, так как за дело принялись фирмы, известные своими фабриками во всей России».

Несмотря на всю важность события, не сохранился ни сам автомобиль, ни подробная информация о нем, поэтому сегодня мы можем увидеть лишь его копию, тщательно воссозданную по уцелевшим фотографиям к 100-летию российского автомобиля в реставрационном центре. Намного больше информации сохранилось о людях, построивших первый автомобиль в России.

Евгений Яковлев родился в 1857 году в небогатой дворянской семье. После службы на флоте, дослужившись до звания лейтенанта, в 1883 году он выходит в отставку и женится, взяв за женой хорошее приданое. Именно на эти деньги в Санкт-Петербурге, на Большой Спасской улице и был основан «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева».

Предприятие было одним из первых отечественных заводов, строивших двигатели внутреннего сгорания. Все свои моторы Яковлев конструировал сам. К началу 90-х годов XIX века его завод уже имел солидную репутацию, а сам владелец обладал несколькими привилегиями (патентами) на свою продукцию. В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная промышленная выставка, посвященная 400-летию открытия Америки, на которую съехались производители со всего мира. Вероятнее всего, именно в Чикаго Яковлев и познакомился со своим будущим компаньоном Фрезе.

Петр Фрезе родился в 1844 году в Петербурге, и после окончания Горного института связал свою судьбу с экипажестроением, поступив на работу на фабрику Неллиса. Фрезе быстро сделал карьеру. Завоевав симпатии на предприятии, он вскоре становится управителем фабрики, а затем и совладельцем. Стареющий Карл Неллис, владелец фирмы, наблюдая деловые качества своего молодого компаньона, постепенно передавал бразды правления в его руки. В конце XIX века фирма уже именовалась «Фрезе и Неллис», а впоследствии – «Фрезе и К°». Ее авторитет был настолько велик, что в 1893 году ей предложили представлять Россию на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. Экипажи Фрезе и двигатели внутреннего сгорания Яковлева были отмечены бронзовыми медалями и почетными дипломами выставки. Там же российские машиностроители обратили внимание на опытный «Бенц-Вело», который, по всей видимости, и повлиял на их решение – создать свой автомобиль. Первый показ результата этого сотрудничества и состоялся на Нижегородской выставке в 1896 году.

В 1898 году, после безвременной смерти Евгения Яковлева, Фрезе заключил договор с французской фирмой «Де Дион-Бутон», позволявший начать самостоятельное производство моторов. А лебединой песней Петра Александровича стала Петербургская международная промышленная автомобильная выставка 1910 года, на которой его фирма была награждена большой золотой медалью. После выставки Фрезе отошел от автомобильных дел и в апреле 1918 года в возрасте семидесяти пяти лет скончался в Петрограде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: