Броневики страны Советов

К середине 20-х годов Красная Армия располагала сотнями танков и бронеавтомобилей. Все эти машины были иностранного или русского производства, оставшиеся от царской армии. Прошедшие Гражданскую Войну, к концу первой четверти века они исчерпали свои ресурсы и устарели морально. Было принято решение о разработке и постройке новых бронеавтомобилей отечественного производства. К работе над новой машиной приступили в 1926 году под руководством инженеров Стрюканова и Важинского. За базу было принято модернизированное шасси автомобиля «АМО-Ф15».

Не случайно в качество основы будущего советского броневика было выбрано шасси автомобиля «АМО-Ф15». Во-первых, оно имело высокий дорожный просвет (25 см) и небольшую массу, а во-вторых, «АМО-Ф15» – был наиболее распространенный автомобиль советского производства в ту пору.

Клепанный корпус собирался из противопульной брони. Лобовые и кормовые листы располагались с большим углом наклона, что увеличивало защищенность. Наблюдение велось через смотровые щели, которые закрывались изнутри бронезаслонками. Так как бронированный корпус получился на 1 тонну тяжелее стандартного кузова, то были усилены рама, рессоры, установлены шины повышенной грузоподъемности. В центре шестигранной башни, на подвесном сиденье располагался стрелок. Бронеавтомобиль был вооружен скорострельной пушкой «Гочкиса» и пулеметом «ДТ» (Дягтерева, танковый) или только двумя пулеметами «ДТ».

Броневой автомобиль «БА-27». 1927 г. Боевая масса: 4,4 т. Экипаж: 3-4 человека. Бронезащита: 5-8 мм. Максимальная скорость: 40 км/час. Двигатель: карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 35 л.с.

Летом 1927 года технический проект, первый образец прошедшего испытания шасси и макет бронекорпуса были готовы. Документацию передали на Ижорский завод в Колпине, где бронекорпус был собран и установлен на шасси. В конце 1927 года бронеавтомобиль «БА-27» (броневой автомобиль 27 года) был готов и успешно прошел испытания. В начале 1928 года «БА-27» был принят на вооружение Красной Армии.

Первоначально машина имела два поста управления – передний и задний. Но вскоре от заднего отказались, что упростило конструкцию и уменьшило численность экипажа.

Бронеавтомобили «БА-27» выпускались также на шасси автомобиля «ГАЗ-АА», имевшего двигатель жидкостного охлаждения мощностью 40 л.с. Бронекорпус и вооружение остались без изменений, но масса бронеавтомобилей уменьшилась до 4,1 тонны.

До конца 1931 года было построено более 100 бронеавтомобилей «БА-27». Единственный сохранившийся экземпляр этой серии, «БА-27М» хранится в танковом музее в Кубинке.

В 1931 году появилась модификация – «БА-27М», которая строилась на базе грузового автомобиля «Форд-Тимкен». Он имел более мощный двигатель (50 л.с.) жидкостного охлаждения. Вооружение и бронирование остались практически теми же.

Одновременно с тяжелыми бронеавтомобилями «БА-27» в производство была запущена серия легких машин «Д». Первый советский легкий бронеавтомобиль «Д-8» выпускался на основе легкого автомобиля «ГАЗ-А», выпускавшегося на Горьковском Автозаводе (ГАЗ). Его характерной особенностью является отсутствие вращающейся башни. Пулемет «ДТ» устанавливался в лобовом бронелисте рядом с водителем. Привод осуществлялся на заднюю ось, колеса были с проволочными спицами, шины применялись пневматические. Части, оснащенные «Д-8» принимали участие в войне с Финляндией. Часть этих бронеавтомобилей досталась противнику и была восстановлена. Они прослужили в финской армии до 1943 года.

Легкий броневой автомобиль «Д-8». 1930 г. Боевая масса: 1,6 т. Экипаж: 2 человека. Бронезащита: 5-8 мм. Максимальная скорость: 85 км/час. Двигатель: ГАЗ-АА, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 40 л.с.

Следом за «восьмой» моделью был разработан бронеавтомобиль «Д-12». Главное отличие состояло в размещении вооружения – на «Д-12» кроме пулемета в лобовом бронелисте имелась также установка с зенитным пулеметом «максим», расположенная в люке боевого отделения. Стрельба по воздушным целям велась стоя.

Следующим автомобилем серии «Д» стал «Д-13». Этот броневик имел пушечное вооружение и строился на основе автомобиля «Форд-Тимкен». Конструкторская разработка была организована на московском автозаводе КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи). Корпус был сварен из броневых листов. На бронеавтомобиле устанавливалась башня и вооружение от танка «МС-1» («Т-18»). Наведение пушки и спаренного пулемета производилось плечевыми упорами. После принятия автомобиля на вооружение была произведена небольшая партия в 1931 году на Ижорском заводе.

Автомобиль «Д-13». Боевая масса: 4,14 т. Экипаж: 3 человека. Вооружение: скоростная пушка «Гочкис» 37 мм, два пулемета «ДТ». Бронезащита: 5-8 мм. Максимальная скорость: 55 км/час. Двигатель: ГАЗ-АА, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 40 л.с.

Появлению в СССР одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения с «отцом конвейерной сборки» Генри Фордом. С 31 мая 1929 года Форд обязался начать поставки в Советский союз комплектующих частей для сборки машин «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».

Сборка этих автомобилей началась с февраля 1930 года на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде, а в ноябре того же года к нему подключился московский завод КИМ. С апреля 1932 года выпуск «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде. Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться «ГАЗ».

Автомобили «Форд», после модернизации конструкции на Горьковском автозаводе стали называться: «Форд-А» – «ГАЗ-А», «Форд-АА» – «ГАЗ-АА», «Форд-ААА» – «ГАЗ-ААА».

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» начались практически сразу после подписания соглашения с Фордом. В результате этих опытов, были разработаны две конструкции бронеавтомобилей «Д-8» и «Д-12». Принятые на вооружение армии СССР в 1931 году, эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии, так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

На основе горьковских бронеавтомобилей в 1931 году конструкторское бюро Ижорского завода в разработало новую машина. Бронеавтомобиль получил название «Форд-А Ижорский» (ФАИ) и был запущен в серию с 1933 года. Машина имела экипаж 2 человека, а основным вооружением был пулемет «ДТ», установленный в башне с круговым обстрелом.

Бронеавтомобиль «ФАИ-М». Бронирование – 4-6 мм. Двигатель «ГАЗ-А» 4-цилиндровый, мощностью 42 л.с.

В 1935 году часть броневиков «ФАИ» получила сменные бандажи на колеса, что позволяло им передвигаться по железнодорожным путям со скоростью до 86 км/ч. Эти машины использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.

В 1935 году на Ижорском заводе был разработан новый бронеавтомобиль на шасси автомобиля «М-1», отличавшийся от предшественника более просторным боевым отделением, наличием у части машин радиостанции. Данная машина пошла в серию с 1936 года под названием «БА-20». В результате прекращения серийного производства бронеавтомобиля ФАИ на Ижорском заводе скопилось более трехсот бронекорпусов этих машин. Было принято решение установить их на шасси автомобиля «М-1». Получившийся гибрид, получивший название «ФАИ-М», отличался от прародителя более длинной базой на которой был смонтирован дополнительный топливный бак с кронштейном для крепления запасного колеса.

Бронеавтомобили «ФАИ» и «ФАИ-М» были вторыми по массовости в армии СССР в предвоенное время и принимали участие во всех боевых действиях, которые велись в 30-е годы. Кроме того, они воевали во время Гражданской войны в Испании, как на стороне республиканцев, так и на стороне франкистов в качестве трофейной бронетехники. На фронтах Отечественной войны они принимали участие вплоть до 1943 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: