Диалектический Закон диалектического противоречия (краткое название) или „Закон единства и борьбы противоположностей”также трактуется по-разному

Скачки могут быть в форме: резонанса, лавины, генезиса, революции.

Скачки - это разрывы в непрерывном накоплении или движении, разрывы в плавном ходе эволюции (поэтому и не могут до конца понять появление людей). Эволюция - это постепенное накапливание изменений в рамках старого качества. Хотя элементы или свойства нового качества, его черты уже появляются в старом качестве как единичные явления, как аномалии или случайные факторы, но они еще не играют существенной роли. Революция - это собственно скачок, переход в новое состояние. Поэтому процесс развития идет через постоянную смену эволюционных стадий развития революционными во всех формах и сферах бытия.

Вывод 6. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает как накапливаясь постепенно элементы нового нарушают меру целостности (качество) и вызывают переход к новому качеству как к особенному или доминирующему через диалектический скачок. Метафизики не все отрицают скачки. Некоторые их признают, но последние, также как и релятивисты не видят преемственности, связи нового со старым, а вернее сохранения старого в рамках нового (овощи отваренные в борще, остаются со своими вкусовыми и химическими качествами, хотя меняется их вкус и статус: от целого прежнего своего состояния они становятся частью нового целого).

Диалектика прерывности и непрерывности, целостности и структурности, единства и противоречивости всего сущего, - тема философских споров, частично решается Законом взаимопревращения, но этот закон не может объяснить:

Откуда берется новое в рамках старого и что нарушает баланс, приводит к скачку? На эти вопросы отвечает другой закон Диалектики.

ЛЕКЦИЯ 7

Метафизики абсолютизируют единство противоположностей, релятивисты - борьбу (франкфрутская школа неомарксизма). Видимо истина по середине, но давайте сначала поймем, а что можно называть противоположностями и когда между противоположностями созревает противоречие (естественным путем).

Закон противоречия или исключенного третьего вывел Аристотель в формальной логике. А не тождественно не А, они исключают друг друга и не имеют ничего общего, не совместимы. В диалектической логике (а также в релятивистской физике) противоположности взаимно предполагают и обсулавливают друг друга, друг без друга не существуют (др. Китайская философия ДАО- инь и янь, др. Индийская философия – левое/правое, мужское/женское и т.д.).В диалектике Гегеля и Маркса, Закон противоречия - ядро, главный закон, объясняющий причину развития, вернее процесс саморазвития, как результат взаимодействия противоположностей (сил, свойств, тенденций), которые и составляют целостность и качественную определенность любой вещи, процесса или системы. Н.Бор говорил - противоположности не исключают, а предполагают, дополняют друг друга и ввел принцип дополнительности элементарных частиц в ядерную физику.

Весь мир и каждая вещь в отдельности существуют, только благодаря взаимодействию противоположностей. Бытие - есть единство противоположностей, которые переходят друг в друга (позитрон и электрон, день и ночь, жар и холод). Еще Гераклит писал „ в самих вещах коренится дружба и вражда”, а Гегель утверждал, что „Противоречие движет миром”, хотя в отличие от марксизма он главным считал единство противоположностей, их примирение, после разрешения конфликта, а не борьбу. (принцип подбора личностей в команду, супругов, друзей - дополняющие противоположности, а не одинаковые, сходные).

Однако, как же могут быть едиными противоположные свойства или вещи? Ведь они отрицают, исключают друг друга.

Разберемся с понятиями „Различия” и „Противоположности”.

Каждая вещь тождественна самой себе (качество) и в тоже самое время различна (меняется).

Все предметы на уровне особенного и единичного бытия в чем-то тождественны друг другу (имеют сходные свойства и законы – отсюда единство мира), а в чем-то различны.

Мужчины противоположны женщинам только в одном гендерном смысле (половые и ролевые различия) в остальных вопросах они не отличаются (все мы люди, все мы человеки или как в Библии: «и создал он человека: мужчину и женщину, создал он их». Только вместе мужчина и женщина выражают сущность человека. То есть в действительности нет абсолютного тождества и абсолютного различения (это абстракции). Метафизическое мышление (рассудочное, основанное на формальной абстрактной логике) не учитывает многокачественности вещей. Для диалектического мышления тождество всегда конкретно и содержит отличия (капля крови, два листика с дерева и пр.) И наоборот: различия существуют только в рамках (благодаря наличию) общего между ними, по которому они и сравниваются (в логике это называется основание), то есть в этом ракрусе или аспекте они тождественны, в остальных различны.

Противоположностями – называют существенные различия, имеющие общую основу или составляющие единое целое. (южный и северный полюса, учитель-ученик). Однако, не все и не всегда противоположности вступают в противоречие.

Два друга влюблены, но одному нравятся блондинки, другому брюнетки. Вкусы их противоположны. Но возникнет ли между ними противоречие или борьба? – Нет, потому что у них нет и единства, нет общего по данному вопросу. Один архитектор проектирует жилые массивы, другой - малые формы, будут ли они противниками? Мало быть противоположными, надо еще иметь общее, общую основу, вместе составлять нечто целое (например работать над одним проектом).

Несущественные различия также не могут быть противоположностями, напр. Электроны, находящиеся в определенной структуре металла могут иметь тождественные по массе и заряду параметры, но согласно „заряду Паули” в каждом ансамбле нет 2 –х одинаковых электронов, обладающих одинаковых набором квантовых чисел. По мере усложнения структурных уровней бытия - различия становятся более существенными. Капли крови одного индивида различаются по количеству химических элементов, но сходны по главным характеристикам (ген). Деление на биологические типы связано с понятием „фенотип” - тождество, сходство существенных признаков внешности и поведения, по которым существ зачисляют в сообщества (роды, виды), но индивидуальные различия в рамках вида весьма многообразны. Генотип - биохимическая структура тождества создающая качественную определенность и вида, и единичного его представителя, комбинируя всего лишь 4 элемента ДНК (пуриновых оснований). Их комбинации создают уникальные сочетания (причем количество комбинаций ДНК у крыс не намного меньше, чем у человека - разница такая же как у крыс с мышами – однако насколько мы их превзошли в генезисе и истории?). Ученые также пытались определять ум по объему головного мозга или числу извилин - не получилось. Видимо эти различия (количественные) не существенны для процесса мышления или существования в природе.

Выделяют существенные различия во внешних связях и внутренние противоречия. Причем, именно внутренние противоречия и выступают источником развития. Недостаточно быть существенно различными, чтобы стать противоположностями. Напр: молочные железы и сапожная щетка, дружба и звездолет. Они должны быть сторонами единого целого (вещи, системы, процесса).Нет общей основы, нет связи – не будет и противоречия.

Противоречие - это такое отношение между противоположностями, которое вызревает в рамках тождества. Их общность выражает категория „Единство” – они составляют вместе единое целое и друг без друга не существуют (добро и зло), а несовместимость, взаимоисключение - категория «борьба».

Вывод 7. Противоположностями называют существенные различия между сторонами, элементами, функциями, стадиями единого процесса или системы или между 2 мя системами, в свою очередь составляющими единое целое (систему более высокого порядка).

Вывод 8. Противоречие возникает не сразу (рождение нового) а назревает постепенно (после медового месяца…).

В процессе созревания противоречие проходит следующие стадии: 1) различенного тождества; 2) существенных различий; 3) конфликта (формы конфликта также различны) или кризиса; 4) разрешение противоречия. В китайском языке иероглиф «кризис»- состоит из 2-х символов: опасность и возможность.

Формы разрешения противоречия: 1.Компромисс – установление временного перемирия или баланса сил; 2.Перегруппировка (изменения в структуре, функциях, смена ролей и соотношений); 3) взаимопревращение, взаимопереход (кто был ничем, тот станет всем, угнетенные стали угнетателями, а угнетатели угнетаемыми); 4) взаимоуничтожение, аннигиляции (гибель 1 против-ти, неизбежно ведет к гибели или лишению статуса противоположности, нельзя уничтожить бедность и сделать всех богатыми (как предлагал Прудон), истребив всех волков, затем начинают истреблять зайцев); 5) Синтез или трансформация, обе противоположности становятся частями чего третьего, включающего их в себя. (Именно так построены категории диалектики)

В некоторых учебниках представляется,что единство и борьба – это две сменяющие друг друга стадии. Тут жили мирно и дружили и вдруг начали враждовать. Точнее говорить, что единство и борьба всегда присутствуют в отношениях противоположностей на всех стадиях, но на 1-х этапах ведущей тенденцией выступаетих взаимообусловленность,а на других - борьба.Каждый раз что-то преобладает либо единство (притягивание, дополнение) либо борьба.

Рис3. Связи и противоречия делятся на внутренние и внешние.

п взаимопредполагают друг друга взаимооттлакивают друг друга п

р р

о о

т взаимообуславливают друг друга взаимоисключают друг друга т

и взаимодополняют друг друга борются друг с другом и

в в

о взаимосвязаны друг с другом взаимопереходят друг в друга о

п п

о о

л л

о о

ж ж

н н

о о

с с

т т

ь ь

Виды противоречий. Поскольку закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим и его можно применять ко всем уровням и формам бытия мира и отдельным единичным объектам. То существует много классификаций (типологий) противоречий.

Противоречия делятся на (см. рис.):

· По источнику: внутренние и внешние

· По степени распространения: универсальные, всеобщие и специфические

· По глубине и роли: основные/не основные, главное противоречие в системе;

· По содержанию: сущностные, структуры, функционирования, развития

· По сфере действия (формам бытия) в неживой, живой природе, в обществе, в мышлении – последние называют специфическими противоречиями.

Специфические противоречия (если будет время).

В неживой природе: между частицами и античастицами; между силами притяжения и силами отталкивания; между центробежными и центрол стремительными; между изменчивос-тью и устойчивостью; между прерывностью и непрерывностью (простр.- времени).

В живой природе: симметрией и ассиметрией; гармонией и диссонансом, отмиранием и рождением, наследственностью и изменчивостью, организмом и популяцией, биогеоценозом и биосферой.

В Социальной сфере: антогонистические (непримиримые интересы) и не антогонистические, между субъективным и объективным, материальным и идеальным, стихийными и сознательными факторами, управляемыми и неуправляемыми процессами, традицией и новаторством, индивидом и группой, групповым и общественным интересом, между соц.группами и общностями (город/село, хозяева - работники, захватчики и побежденные и пр.)

В сфере мышления (специфика субъективных противоречий) и процесса познания. Гегель свое учение о диалектике создавал для разработки теории правильного мышления, так как формальная логика заводила мышление и познание в тупики неразрешимых диллем. Это идеалистическая диалектика, начало которой положено еще Сократом.

1. Противоречия, лежащие в основе развития науки, культуры, истории: Между стремлением человечества к полной абсолютной Истине (Красоте и пр.), к идеалу и совершенству, с одн.стор., и ограниченные возможности их достижения в каждый конкретно-исторический период свои,- с другой. Ограниченные возможности человеческого разума и органов чувств и короткий срок жизни отдельного человека и народов.

2. Противоречие между общественным и индивидуальным сознанием (опыт, степень освоения, переинтерпретации). Противоречия теории и практики общественной жизни, полярные позиции и мировоззрения борются за умы в культуре и общественном сознании и дезориентируют личность (какое из них верное учение, кому и чему верить? Кого слушать?). Однако единомысление - тормоз развития науки и культуры.

3. Противоречия самого процесса мышления (без них мы не могли бы мыслить)

(Нарский, Горский, Ильенков).

· Антиномии (2 противоположных суждения и оба верные об одном объекте – атом - частица или волна?, человек существо биологическое или социальное? Они разрешаются дальнейшим ходом познания (синтезом: и то и другое). Антиномии используются как исследовательский или учебный прием.

· Противоречия между знаниями об объекте и самим объектом (т. дальнодействия и равновесия, т. Эфира, неэвклидовы геометрии).

· Противоречие между результатами познания и методами, между старым и новым знанием, также разрешатся в ходе дальнейшего познания.

· Противоречия самого процесса мышления (данные органов чувств и разума, рассудок и разум, интуиция и логика) – разрешается с помощью практики, экспериментальной проверки.

· Логические загадки, игры, парадоксы дзен-буддизма также отражают противоречия мышления.

Более подробно об этом в темах познание.

Рис.3

Третий диалектический закон, раскрывающий процесс развития, называется Законом диалектического отрицания или 2-го отрицания. Хотя второе отрицание бывает не всегда. Этот закон показывает направленность развития и преемственность в развитии.

Новое всегда отрицает и противоположно старому. Это признают и метафизики, и релятивисты. Но они понимают его как „голое”, ”зряшное”, ”пустое” или „полное” отрицание. Гегель называл такое понимание отношений нового со старым «дурным отрицанием», подобно бесконечности арифметического рядя 1+1+1+1..... Нового фактически нет, оно тоже самое только в других условиях (метафизики) или новое не имеет ничего общего со старым, абсолютно исключают и несовместимы друг с другом (релятивисты и революционеры - весь мир до основанья мы разрушим.... Котлован Платонова). Из ничего ничего не построишь (если ты не Б-г). Полное тотальное отрицание (большевики, Отрицательная диалектика Адорно, культурная революция Мао и Г.Маркузе -„новые левые”, рок-революция хиппи, принцип „чей-ху „ или субъективная диалектика Ким Ир Сена).

В отличие от них, диалектика понимает отрицание новым старого, как неполное отрицание, отрицание с сохранением в себе старого, но в измененном, преобразованном,

„в снятом виде”. Отсюда преемственность старого и нового, сохранение старых качеств в рамках нового, традиции, устойчивость бытия систем, а отрицание - необходимо, без него не было бы развития, если бы старое качество сохранялось в прежнем виде, новое не появилось бы. Новое отрицает старое не до конца, не полностью его уничтожая, а перестраивает в новое, вбирает в себя (модернизм/пост модернизм, рок-культура, квантовая физика). Сохранение в процессе отрицания фиксируется диалектической категорией „ СНЯТИЕ” ИЛИ „СИНТЕЗ”. Преобразование старого и есть новое. Старое можно найти в новом в преобразованном виде (стройматериал в готовом здании), оно там ”скрыто” новыми формами. Примеров можно найти множество из истории архитектуры или искусства (классицизм).

Поэтому закон диалектического отрицания объясняет развитие как раскрытие потенциальных скрытых возможностей и переход (скачок) от старого качества к новому (1 закон), ведь новое –это преобразованное старое. Новое содержалось в старом как возможность, а старое сохраняется в новом как действительность, как след прошлого и одновременно как новая возможность (2-ое отрицание).

Закон диалектического отрицания имеет всеобщий характер как и остальные законы диалектики. Что касается 2-го отрицания и возврата „к якобы старому” на 3-ей ступени, то об этом говорят „ встречается”, ”нередко”, ”весьма общий закон”. Самый распространенный пример действия 2-х последовательных отрицаний – это размножение растений. Зерно, посаженное в землю, из него вырастает колос пшеницы (много зерен). Новое зерно вновь попадает в землю, и вновь прорастают колосьями с зернами. Но это уже новые зерна (не совсем те) и новые колосья (по качеству и количеству) масса случайных факторов определила их форму, вес, размер и сорт. Не столь очевидный, но повторяющийся при 2-м отрицании процесс можно наблюдать в развитии науки и техники (сис-ма Коперника отвергла Птоломеевскую модель, а теория Энштейна отвергла Эвклидовы геометрии и систему Коперника, современнные новые теории импульсных флуктуаций и расширяющийся Вселенной снова вернулась к простым геометрическим законам Эвклида, а также считает, что модель Птоломеея дает меньше погрошностей и более точна для вычеслений, чем система Коперника или Энштейна. Философия эп. Возрождения была возрождением античной философии и культуры, а неклассическая философия вновь вернулась к эпохе Возрождения (а значит и к античности панпсихолгизм, биокосмизм). Гегель описывал этот процесс как три последовательные стадии ступени (аналогично действию рассудка в формальной логике): тезис - антитезис, синтез. Третья ступень синтез есть объединение противоположностей в единое целое. Но как мы уже знаем, противоположности не всегда доходят до стадии синтеза они могут взаимно уничтожить друг друга.

Чтобы с этим разобраться необходимо разграничить отрицание как момент развития и простое обратимое изменение (простое маятниковое движение: дом-работа) с одной стороны и полное тотальное отрицание (антогонизм) с другой. Последнее никогда не закончится синтезом или примирением. Только взаимоуничтожением (аннигиляция, смерть, полное бесследное исчезновение). Ни оно, ни простое изменение не называется развитием или диалектическим отрицанием, развитие, независимо от направленности (прогресс/регресс) можно представить как ряд качественных ступеней связанных друг с другом (узловая линия мер, формы движения и бытия мира, ступени отражения) и одновременно отрицающих предыдущие. Поскольку мы определили развитие как необратимые качественные изменения, полный возврат к старому невозможен (можно уволившись и поработав где-то вернутся в прежний город и на прежнее место”свое”, но уже все будет по –другому, нельзя 2-ды войти в одну и ту же реку, можно склеить разбитый сосуд, но он не станет целым и новым, каким был изначально).

Из закона отрицание отрицания выводится феномен „возврат к якобы старому” на более высоких ступенях развития. Тем самым процесс развития приобретает форму не прямой лини(вверх прогшресс, вниз регресс) и не цикличности, круговорота (вечного повторения) а „спирали.”. Если дополнить Гегелевскую модель развития (спираль) теорией самоорганизации систем (синэнергетикой), то мы получим в каждой точке бифуркации не одну,а 2-3, 5 спиралей как равновероятностных и параллельных путей развития нелинейных систем.

То есть, если брать короткий временной отрезок, не полный цикл, то мы видим восхождение и спад, если взять один виток и вырвать его из общего потока получим круг, но если смотреть на процесс в целом, то увидим эту картину.

Гегель как объективный идеалист отождествлял процесс развития с прогрессом. Ведь у него развивалась абсолютная идея к постижению самой себя и совершенству мира. Также вся философия и социология до ХХ века полагала, что общество развивается исключительно от худшего к лучшему от простого к сложному, тогда как в природе оба направления (вверх=прогресс, вниз=регресс, деградация) равноправны и равновозможны. Однако в современной философии и социологии считается, что и в природе, и в обществе нет прогресса без регресса и наоборот. Каждое новое явление в одних отношениях прогрессивно, в других – регрессивно (ТV, компьютер и т.д.) Об этом более подробно при изучении философии истории в конце семестра. Фактически, речь идет о применении принципов и законов диалектики к самой диалектике.Если мы абсолютизируем одну из противоположностей, мы становимся на позиции метафизиков или релятивистов.

Различие прогрессивного или регрессивного как 2-х форм развития связано как раз с тем, что из старого сохраняется, а что утрачивается. Если лучшее сохраняется или изменения породили новые позитивные явления (помогающие более эффективному и успешному функционированию, более качественному и быстрому развитию) - значит изменения прогрессивны, если к худшему (утрата качеств, распад, деградация, снижение прочности или иммунитета) - регрессивны.

Но почему мы полагаем, что из старого в новом сохраняется только лучшее? Не выдаем ли мы желаемое за действительное? Узкое приспособление видов в процессе естественного отбора одни качества и рефлексы закрепляла, другие – утрачивались. На самом деле вопрос и в самих критериях (что считать лучшим, что считать прогрессивным) и во всесторонности оценки. Тогда речь должна идти о балансе, о суммарном итоге: чего больше в переменах: прогрессивных, позитивных изменений или негативных последствий? Больше плюсов, приобретений или минусов, утрат? Кроме того утрата каких то органов или инстинктов, упрощение системы, сокращение звеньев и элементов не обязательно регрессивны, они могут быть и позитивными.

Кроме того, существует однолинейное, одноплоскостное развитие (без прогресса или регресса) в рамках той же сущности, но качественные изменения есть. А перехода на более низкий или высокий уровень существования - нет. Напр. приспособление насекомых и парарзитов, повышение в должности, повышение квалификации. Сочетание прогресса(вверх) и регресса (вниз) дает спираль, которая и иллюстрирует Закон 2-го отрицания.

Рис.4 Формы развития (ступени, возврат, спираль)


Вывод 9. Чтобы правильно понимать и оценивать процесс развития нужны критерии: что считать позитивным. Что считать высшей ступенью в отношении к предыдущей? Так архитекторы спорят по – поводу новинок – они прогрессивны или нет, по сравнению с архитектурой прежних эпох. Или что лучше одежда папуасов и современная одежда, или есть ли прогресс в искусстве?

Поэтому философы придумали, что для каждой системы или формы бытия существуют свои собственные внутренние критерии прогресса и регресса. (Выучить самост-но по учебнику). В обществе всегда существует страх перед новым, боязнь нового и защита старого (консерваторы). Для оценивания требуется время («Лицом к лицу лица не увидать. Большое видется на расстоянии».С.Есенин). Насколько новые изменения были благоприиятны для последующего функционирования и развития системы, становится ясно, когда новое перестает быть новым, к нему привыкают, оно становится устойчивым и доминирующим, почти полностью, вытеснив или изменив старое.

Главные категории 3-го закона : ”СТАРОЕ” И „НОВОЕ ”. Они несут ценностное значение. Старое = устаревшее, не соответсвует новым потребностям и условиям, стало тормозом и должно быть преодолено, уступить дорогу новому. Но старое еще и накопленное, пережитое, значимое. Но старое легко не отступает и не сдается. Старое и новое продолжают бороться еще долго в рамках нового качества, пока основания для существования старого в неизменном (прежнем виде) сохраняются например: бабочка в янтаре или дворянство и королевский двор при демократическом постиндустриальном обществе, старые идеи и ценности, суеверия., атавистические привычки и органы у живых существ. Поскольку старое сохраняется и после победы нового „ в снятом виде”, в подполье, оно может проявить себя в ходе дальнейшем развития, если вновь условия станут для него благоприятны (забытые идеи), может возродиться, но уже в новой форме (религия в современном обществе).

Мода (как и кризисы) в обществе имеют циклический характер, уже просчитаны циклы. Но все же это не те платформы и не те клеши. Потому что уже материалы другие и уже вобрали в себя все последующие этапы развития.

Старое от нового отличается, прежде всего, отношением со временем. Старое – это что существовало и существует в действительности – то есть настоящее, но связанное и оглядывающиеся в прошлое. Новое – это предвестник будущего, это то, что сейчас, в настоящем нарождается из возможности и переходит или готовится перейти в действительности, это настоящее устремленное в будущее. Испанский философ М. Унамуно в конце Х1Х века ввел идею многослойности времени. Он выделяет историю и интраисторию (сущностную, глубинную). Первая олицетворяет изменчивость преходящего, прерывность, вторая – постоянство, преемственность, непрерывность. Метафизическая потаенная сущность интраистории непознаваема и иррациональна. Людьми воспринимаются события, которые «проигрываются» на поверхности интраисторической основы, обусловленные и управляемые ею. Внутренняя история – вечная традиция, насыщенная положительными ценностями и приобретениями культурно-исторического духовного опыта народа, считает М.Унамуно.

Эта целевая «ось времени» придает повторяющимся однообразным событиям повседневности цель и внутреннее содержание. Прерывные, как будто не соединенные между собой, горизонтальные линии индивидуальных жизней и отдельных событий соединяются этой «вертикалью», так полагал еще один философ экзистенциалист ХХ века К. Ясперс. Он называл евреев, открывших «ось истории», осевым народом.

Унамуно писал, что если народы и правители идут вперед, освящая себе путь, но повернув голову назад, ориентируясь в критериях и оценках на прошлое, на традиции, они невольно будут падать в ямы, путаться и блукать, что и происходит сегодня ва Украине.

Исходя из этого, новое это то, что рождается и оно появляется именно потому, что для него созрели условия, что появилась потребность в нем. А старое – исчерпало свои возможности дальнейшего развития и отмирает, уходит вместе с прошлым. Однако поскольку в каждый момент времени возможностей несколько, то и путь не предопределен и новое появляется через поиск многообразных вариаций, пока утвердится в настоящем. Развитие много векторно, а новое многообразно и многопланово. Новое – это реализованные, осуществленные возможности, но не одна, а несколько или даже много, одни из них укрепляются и становится определяющими главными на какое-то время и начинают бороться со своими же «коллегами», но они (старое) продолжают существовать дальше либо как альтернативы, либо как потенциал, который в будущем раскроется и разовьется. Борхес. «Сад разветвляющихся тропинок». В какой-то мере так построен парк в Павловке.

Схема 5. Точки бифуркации в синенэнергетике (многонаправленность развития).


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Диалектика, метафизика, релятивизм- разные подходы к проблеме. Современные разновидности диалектики.

2. Связи объективного мира и категории познания. Структурные связи и их отраже- ние в категориях. Связи детерминации и их отражение в категориях.

3.Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

4. Закон единства и борьбы противоположностей.

5. Закон отрицания отрицания.

Домашнее задание: 1.Зарисовать все схемы и рисунки из папки Лекция6,7; 2. Законспектировать философов к теме Диалектика из хрестоматии «Мир философии» см.планы семинаров.зан.4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow