double arrow

Автомобили Советского Союза

Когда в августе 1916 года группа предпринимателей закладывала недалеко от Москвы автомобильный завод, вряд ли они предполагали, во что перерастет их детище. Тогда рассчитывалось, что завод будет выпускать не более полутора тысяч грузовиков в год, а сегодня «ЗИЛ» изготовляет различных семейств автомобилей, часть из которых идет на экспорт почти в десять раз больше.

1 ноября 1924 года «Товарищество автомобильного московского общества» (АМО) изготовило первый грузовой автомобиль «АМО-Ф15», конструкция которого была значительно упрощена и усовершенствована по сравнению с машиной, послужившей для нее прообразом – «ФИАТ-15 Тер». Автомобиль был оснащен бензиновым двигателем мощностью 35 л.с. Это позволяло достичь на «АМО-Ф15», вес которого составлял почти две тонны, скорости в 45 км/ч.

Современный «ЗИЛ» сегодня – это шестнадцать заводов, разбросанных по 12 городам СНГ. Каждый из этих филиалов специализируется на выпуске каких-нибудь определенных деталей или агрегатов. Но ведущую роль, безусловно, играет завод, находящийся в Москве. Московский «ЗИЛ» включает в себя не только кузнечное, литейное, прессовое, кузовное и инструментальное производства, но и осуществляет сборку автомобилей.

17 апреля 1967 года Московский автомобильный завод имени Лихачева начал выпуск трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости «ЗИЛ-131». Под капотом у него располагался V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 6 литров.

За годы своего существования завод не раз претерпевал различные реконструкции: строились и вводились в производство новые корпуса, открывались новые цеха и осваивалось более современное оборудование. Все это способствовало и улучшению самих автомобилей.

А что представляют собой сегодняшние «ЗИЛы»? Все последние модели автомашин отличаются высокой топливной экономичностью, производительностью, безопасностью и соответствующим уровнем комфорта для водителя. После того как в конце 70-х с конвейера сошел первый трехколесный дизельный «ЗИЛ», оснащенный камазовским дизельным двигателем, завод стал разрабатывать и внедрять в производство новые дизельные модели. Так «ЗИЛ-4331» был оснащен уже зиловским дизельным двигателем, мощность которого на 25% выше мощности карбюраторного аналога. Использование дизельных двигателей позволило увеличить и грузоподъемность машин на 2-2,5 тонны.

26 июня 1956 года постановлением Совета Министров СССР Заводу имени Сталина (ЗИС) присвоено имя Лихачева, в результате чего аббревиатура превратилась в «ЗИЛ». Рабочие предприятия расшифровывали ее по-разному: «Завод измученных людей», «Завод измученных лимитчиков», а с августа 1996 года – «Завод имени Лужкова».

В середине 80-х в массовое производство внедрен новый «ЗИЛ-4331», отличающийся от своих предшественников рядом нововведений: это и восьмиступенчатая коробка передач, и комфортабельная кабина, и более технически усовершенствованная подвеска колес, позволяющая развивать большую скорость. Вообще эта машина рассчитана для работы в составе автопоездов.

Кроме обычных бортовых машин, «ЗИЛ» выпускает седельные тягачи и самосвалы. Все эти машины двух- или трехосные, чаще всего только с двумя ведущими колесами, грузоподъемность «ЗИЛов» колеблется от 4 до 8 тонн.

Автомобили «ЗИЛ» появились благодаря тому, что еще в 1916 году группа энтузиастов на собственные средства начали строительство автомобильного завода.

Горьковский автомобильный завод, введенный в строй еще в 1932 году, в 1971 году стал головным предприятием производственного объединения «ГАЗ», в состав которого входят одиннадцать заводов, непосредственно участвующих в производстве грузовых и легковых автомобилей. О моделях легковых автомобилей, выпускаемых на «ГАЗе», уже рассказывалось ранее, поэтому сейчас речь пойдет только о большегрузных машинах, носящих марку Горьковского автозавода.

29 января 1932 года в 19 часов 30 минут с конвейера Нижегородского автомобильного завода (ныне АО «Горьковский автомобильный завод») сошел первый грузовой автомобиль «НАЗ-АА», известный позже под маркой «ГАЗ-АА», или «полуторка». Машина комплектовалась 3,3-литровым двигателем мощностью 40 л.с., имела грузоподъемность 1,5 т и развивала максимальную скорость 70 км/ч. После модернизации в 1938 году грузовик получил индекс «ГАЗ-ММ» и производился вплоть до 1950 года.

«ГАЗ» всегда занимал ведущее место по производству грузовых автомобилей как в бывшем СССР, так и в СНГ. Примерно треть всей выпускаемой заводом продукции оснащается бортовыми платформами, остальные же машины выпускаются в виде шасси, и лишь потом на них устанавливают фургоны, цистерны и т.д. За годы своего существования завод освоил более ста моделей автомобилей, семьдесят из которых завоевали свое признание и за рубежом.

Наряду с вводом в массовое производство новых моделей, модернизировался и сам завод. Так почти ежегодно запускались в строй новые автоматические линии, робототехнические комплексы, станки с программным управлением, а также было полностью технически переоборудовано литейное производство.

В январе 1975 года с конвейера завода «ГАЗ» сошел последний грузовик «ГАЗ-51А». Эту модель выпускали в течение почти 30 лет. Ему на смену пришла модель «ГАЗ-52-04».

Главный объект производства завода в настоящее время – это целое семейство дизельных грузовых автомобилей. Руководство и конструкторы завода не зря отдают предпочтение дизелям, так как они на 30% экономичнее карбюраторных двигателей. Поскольку автомобили «ГАЗ» чаще других применяются для работы на селе, то разработчики позаботились и о том, чтобы эти машины могли работать на том же дизельном топливе, что и остальная сельскохозяйственная техника.

Кроме одиночных автомобилей горьковчане выпускают целые автопоезда, позволяющие перевозить гораздо больше грузов. Так, например, тягач «ГАЗ» способен самостоятельно перевезти 4 тонны груза, а в паре с прицепом – до 9 тонн. Карбюраторные автопоезда имеют чуть меньшую грузоподъемность, чем их дизельные собратья (до 8 тонн).

Знаете ли вы, что большинство грузовиков являются легкими транспортными средствами? Согласно статистике, 85% грузовых автомобилей составляют легкие грузовики, ненамного превышающие фургоны. Подобные машины в подавляющем большинстве случаев заняты на транспортировке товаров со складов в магазины и непосредственно к потребителю. Лишь один из семи грузовиков, движущихся по дорогам Европы, перевозит крупногабаритные грузы.

Большинство грузовых автомобилей «ГАЗ» – это двухосные машины, у которых ведущими чаще всего бывают два колеса. Грузоподъемность у этих машин (без прицепов) колеблется от 3 до 5 тонн, а средняя скорость, которую способны развить грузовики, составляет 70 км/ч.

В последнее время на улицах многих городов можно увидеть автомобили «ГАЗ» и «ЗИЛ», работающие на сжатом природном газе. Преимущество этого вида топлива перед другими велико: во-первых, значительно снижается выброс в атмосферу вредных веществ, а во-вторых, увеличивается срок службы двигателя.

В конце августа 1995 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла 50-тысячная «Газель».

«КамАЗ» – один из самых известных советских автозаводов, выпускающих большегрузные автомобили, а началась его история в 1969 году. Именно тогда недалеко от города Набережные Челны и началось строительство камского автомобильного комплекса, включающего в себя шесть заводов: автомобильного, прессово-рамного, моторного, литейного, кузнечного, ремонтно-инструментального.

В 1975 году в СССР выпускали 7 моделей самосвалов: «САЗ-3502» грузоподъемностью 3,2 тонны (Саранск), «ГАЗ-53Б» – 3,5 тонны (там же), «ЗИЛ ММЗ-555» – 4,5 т (Мытищи), «МАЗ-503А» – 7 т (Минск), «КрАЗ-256Б» – 11 т (Кременчуг), «БелАЗ-540А» – 27 т и «БелАЗ-548А» – 40 т (оба – Жодино).

Одновременно со строительством завода шла работа и над проектированием грузовиков. Их опытные образцы разрабатывались и испытывались на московском автозаводе им. Лихачева, на минском автозаводе, в Одессе, Ярославле, Балашихе. На первых моделях автомобилей стояла марка «ЗИЛ».

В 1972 году еще полным ходом шло строительство нового завода, а его опытные образцы, уже под маркой «КамАЗ», проходили испытания на полигонах НАМИ, и даже эксплуатировались непосредственно на самой стройке. В ходе испытаний новых моделей конструктора, учитывая различные недостатки машин, вносили в их конструкцию различные изменения.

В 1973 году пущен в строй один из шести заводов комплекса – ремонтно-инструментальный (РИЗ), а также был разработан типаж автомобилей «КамАЗ». А уже в 1974 году «КамАЗы» успешно прошли испытания на дорогах Крыма и Забайкалья.

«КамАЗ» – самый молодой из всех отечественных автозаводов. Его история началась в 1969 году, однако, это вовсе не мешает автомобилям с этой маркой успешно конкурировать на рынке стран СНГ.

Уже в конце 1977 года на строительных площадках и в карьерах Набережных Челнов можно было увидеть новые самосвалы с маркой «КамАЗ». Шасси для этих машин-гигантов делали здесь же в Набережных Челнах на «КамАЗе», а в Нефтекамске на шасси монтировали кузов и опрокидывающий механизм.

Основными характеристиками нового самосвала, обеспечивающими его высокую производительность, являются: скорость, мобильность, высокая проходимость и маневренность.

Мобильность – подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

Маневренность – способность автомобиля подходить к любому месту загрузки и быстро покидать его.

Что касается его технических характеристик, то «КамАЗ-5511» имел дизельный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 10,85 л и мощностью 210 л. с. Этот трехосный автомобиль грузоподъемностью 10 тонн был предназначен для перевозки различных сыпучих грузов. Вообще же он имел по тем временам массу нововведений – это и усовершенствованные фары, и система аварийной сигнализации, и трехслойное лобовое стекло. Была модернизирована и кабина водителя. Скорость, которую способен был развить грузовик, составляла 80 км/ч.

Перед тем как запустить подобный самосвал в массовое производство, завод совместно с автополигоном НАМИ провел всесторонние испытания «КамАЗа-5511», результаты которых еще раз подтвердили высокий технический уровень машины, ее надежность и достойные эксплуатационные показатели.

В 90-х годах компания значительно расширила гамму выпускаемых автомобилей. Сейчас «КамАЗ» может предложить более 30 базовых моделей грузовиков с колесными формулами от 4х2 до 8х8. В качестве силовых агрегатов предлагаются V-образные 8-цилиндровые наддувные дизели мощностью 240, 260 или 320 л.с. И хотя до стотысячных серий еще далеко, «КамАЗ» постепенно начинает «набирать обороты». Тягачам из Набережных Челнов удалось даже потеснить на российском рынке белорусские «МАЗы».

В начале 80-х было разработано новое семейство полноприводных грузовиков «КамАЗ». Эти машины имели ряд модификаций и были приспособлены для работы в геологоразведке, строительстве, лесопромышленности. Все представители этого семейства отличались высокой проходимостью и способностью работать в условиях низких температур (до минус 40°С), кроме того, эти большегрузы могли преодолевать водные препятствия и тащить за собой груженые прицепы. А способствует такой высокой производительности «КамАЗов» восьмицилиндровый двигатель мощностью 210 л.с., ранее уже применявшийся на других моделях.

Машины «КамАз» не раз принимали участие в одном из самых престижных ралли для грузовиков всех типов «Париж-Дакар», и не только принимали участие, но и побеждали, что само по себе говорит о многом. Именно участие «КамАЗов» в гонках подобного ранга снискали им достойную славу и помогли укрепить свои позиции на мировом рынке большегрузных автомобилей.

Проанализировав опыт эксплуатации своих автомобилей в странах СНГ и изучив потенциальные возможности постсоветского автомобилестроения, «MAН» создал совместное предприятие по производству автомобилей для международных перевозок вместе с Минским автомобильным заводом. История применения «Мановских» силовых агрегатов на МАЗах насчитывает уже не один год. Еще в начале 90-х годов предпринимались попытки выпускать небольшими сериями минские тягачи с немецкими двигателями. В результате такого сотрудничества и появился магистральный тягач «МАЗ-MAН 543265/543268». В качестве силового агрегата на автомобиле устанавливается рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 12 л D 2866 LF 21(Euro 1) или D 2866 LF 20(Euro 2). Мощность моторов, оснащенных турбонаддувом с промежуточным охлаждением и системой многоточечного непосредственного впрыска топлива, соответственно – 370 л.с. и 400 л.с. Сцепление и коробки передач также немецкого производства.

Несколько слов стоит сказать о кабине тягача «МАЗ-МАН». Художественный образ знаменитых «Мановских» кабин был найден более 30 лет назад. И с тех пор легко узнаваемая кабина «MAН» остается своеобразной визитной карточкой фирмы. Кабина сравнительно невелика, но по уровню комфорта и оснащению она ни в чем не уступает более крупным «ходовым рубкам» дальнобойщиков: автоматически включаемое освещение подножки, открывающаяся на 90° дверь, целая система подогреваемых зеркал с дистанционным управлением, сиденья на пневмоподвеске. Для магистральных тягачей выпускаются кабины с внутренней высотой 2170 мм и двумя спальными местами, причем под нижней полкой возможна установка холодильника. Разумеется, в такой кабине имеется место и для кофеварки и электропечи.

А что мы знаем о «МАЗе», кроме того, что это один самых крупных производителей грузовых машин в СНГ, расположенный в Беларуси? Правда, сейчас это предприятие не только немного изменило название («БелавтоМАЗ»), но и перепрофилировало свое производство. Сегодня «БелавтоМАЗ» стал одним из дилерских центров для продукции таких фирм как «МАН», «Вольво» и «Опель».

Возможность производства «МАЗ-МАНов» появилась после того, как объединились следующие предприятия: ПО «БелавтоМАЗ», АО «Лада-ОМС» и немецкая фирма «МАН Нутуфарцойге АГ», а результат этого объединения – грузовик, ни в чем не уступающий своим зарубежным аналогам.

В конце 1998 года в Минске была организована международная автомобильная выставка ПО «БелавтоМАЗ», на которой были представлены последние новинки, выпускаемые белорусским заводом-гигантом. Особое внимание к себе привлек автопоезд «Euro-МАЗ АТ-98», обладающий массой технических новинок, наряду с которыми в нем сочетались безопасность и современный дизайн. Кроме всего прочего, автомобиль оснащен электронной системой управления двигателем.

Особое место на автовыставке занимала мазовская продукция моделей «МАЗ-152» и «МАЗ-105» – новые отечественные автобусы.

Подобные выставки помогают зарубежным покупателям лучше ознакомиться с новинками производителей, хотя у Белавтомазовцев уже давно есть свои рынки сбыта – это и Ближний Восток, и Африка, и страны Латинской Америки. Туда идут бортовые автомобили, самосвалы, автопоезда, седельные тягачи, многоцелевые автомобили.

Кроме выпуска в свет новых автомобилей и организации выставки, в жизни заводчан произошло еще одно немаловажное событие: на производственных площадях в г. Дембнице-Кошупска (Польша) из машинокомплектов минчан с мая 1998 года стали собираться «МАЗы», в ноябре того же года «МАЗы» стали собирать и в Египте, эти же вопросы руководство решает и в отношении Вьетнама и Аргентины.

180-200-тонники не относятся к штучной продукции «БелАЗа». По всем канонам это серийно выпускаемые автомобили. Только очень большие. В самом разгаре выпуск третьей сотни гигантов. По масштабам мирового автостроения это отличный показатель, доступный далеко не каждой компании.

«БелАЗ» – единственное в мире предприятие, где сборка сверхтяжеловозов идет на двух конвейерах. За год с них сходит около 1200 автомобилей 75 базовых моделей и модификаций.

В 1958 году в г. Жодино Минской области был введен в строй еще один автозавод, который сразу начал специализироваться на выпуске карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности. Именно эти машины-гиганты и являются гордостью белорусского автомобилестроения. Карьерные самосвалы «БелАЗ» в основном используются в горнодобывающей промышленности для перевозки угля, сланца и других ископаемых, добыча которых ведется открытым способом. Одной из основных особенностей автомобилей «БелАЗ» являются их грузовые платформы особо крупного объема, способные за раз разместить в себе до 110 тонн сыпучего груза. Учитывая специализацию и условия работы машин-гигантов, конструкторские бюро завода постоянно работают над повышением грузоподъемности и улучшением проходимости самосвалов. Как правило, увеличение грузоподъемности машин достигается за счет уменьшения их собственной массы, а для этого при изготовлении шасси и кузовов автомобилей применяются низколегированные стали и алюминиевые сплавы.

Размеры белорусского грузовика-гиганта поразят любого. Если Вы никогда не видели «БелАЗ», Вам достаточно лишь узнать, что диаметр колеса этого автомобиля достигает 2,5 метров, а все остальное пусть дорисует воображение.

Большинство автомобилей «БелАЗ» оснащено двенадцатицилиндровыми четырехтактными дизельными двигателями повышенной мощности. Грузоподъемность этих машин колеблется от 25 до 80 тонн. Максимальная скорость самосвалов с грузом составляет 55 км/ч, а расход топлива – 100-220 л на 100 км. Грузовые платформы практически всех «БелАЗов» имеют «козырьки», и объем платформы с козырьком равен 24-34 м3. Что касается конструкции платформ, то они бывают двух видов: с задним открывающимся бортом и безбортовые платформы ковшового типа.

В 1975 году 420 изделиям автомобильной промышленности присвоен Государственный знак качества. Среди них автомобили «БелАЗ-540», «МАЗ-540А» и «МАЗ-504».

Некоторые модели «БелАЗов» («БелАЗ-549», «БелАЗ-548 В») оснащены надежным электрическим тормозом, обеспечивающим безопасность движения в любых условиях, что особенно важно при работе в карьерах, где дорога то поднимается вверх, то вновь спускается. Электрическая трансмиссия самосвалов тоже может быть использована в качестве тормоза, и называется этот тормоз электродинамическим. В этом случае после нажатия на педаль включается элекродинамический тормоз и только после него колесные барабанные тормоза. Кроме двух, описанных выше, тормозных систем, «БелАЗы» имеют еще стояночный и запасной тормоза.

Электрическая трансмиссия – состоит из двигателя, генератора и двух мотор-колес. Двигатель приводит в действие генератор, вырабатывающий электрический ток. Ток через провода поступает к двум мотор-колесам, приводящим автомобиль в движение.

Одной из наиболее удачных разработок жодинских автомобилестроителей является «БелАЗ-7420», работающий с полуприцепом и способный перевезти 120 тонн груза. Как и его предшественники, углевоз имеет электрическую трансмиссию. Скорость, которую может развить этот автопоезд, вместе с грузом равна 160 км/ч.

Обычный трэйлер-автовоз перевозит 5-6 автомобилей. На платформе железнодорожного автовоза умещается уже 12-14 машин. А чтобы отправить заказчику один-единственный самосвал «БелАЗ-75303» потребуется шесть платформ.

Особое внимание следует уделить размерам «БелАЗов». Их внешний вид может поразить любого. Если раньше на «козырьки» первых «БелАЗов», демонстрирующихся на различных выставках, ставили какие-нибудь небольшие легковые автомобили, то сегодня и грузовик рядом с белорусским гигантом выглядит крохой. И это не удивительно, ведь у некоторых моделей одно колесо имеет размер до 2,5 метров в диаметре.

БелАЗ сегодня – огромный промышленный комплекс, не уступающий по площади месту своего рождения – городу Жодино. Автозавод разделен на два сборочно-производственных модуля. В первом собирают автомобили с классической гидромеханической трансмиссией грузоподъемностью до 55 т. Здесь их называют «маленькими». «Большие» машины, оснащенные электромеханическими трансмиссиями грузоподъемностью от 80 до 200 т, собираются во втором корпусе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: