Первые грузовые автомобили

Грузовые автомобили

Лекция 9

1. Первые грузовые автомобили.

2. Грузовой транспорт ХХ века.

В книгах и журнальных статьях, касающихся истории автомобилей, как правило, основное внимание уделяется легковым машинам, которые пришли на смену разного рода коляскам и экипажам. При этом обширный класс автомобилей, предназначенный для перевозки не только людей, но и грузов остается в тени. Не будем повторять эту типичную для других изданий ошибку и посвятим грузовым автомобилям целую главу.

25 апреля 1828 года французский изобретатель Онесифор Пекье получил патент на построенный им паровой самоход-грузовик. Автомобиль был оснащен дифференциалом с коническими шестернями и рулевым механизмом с трапецией.

Первоначально на развитии грузовиков отразилась малая надежность ранних легковых автомобилей. Если с ней мирились энтузиасты-спортсмены, то для регулярного коммерческого транспорта она была неприемлемой. Грузовыми машинами по-настоящему занялись лишь после того, как автомобиль стал более надежным. Фабриканты чаще всего заменяли заднюю часть пассажирского кузова большой легковой машины ящиком и создавали, таким образом, фургончики на колесах, обладавшие теми же ходовыми свойствами, что и базовая легковая модель. Но если легковой автомобиль успешно соревновался с конной пролеткой в скорости и экономичности, то фургон на его базе уступал конному. К тому же объем кузова был очень мал.

Положение изменилось лишь в начале XX века. Автомобилестроители создавали машины все большей грузоподъемности. От легкового автомобиля в них сохранялись только общая схема и двигатель. Грузовики приобрели большую площадь кузова, массивную ходовую часть, двойные задние колеса, сплошные резиновые шины вместо пневматических.

Несмотря на примитивность первых грузовых автомобилей, они уже значительно превосходили гужевую повозку по скорости, а легковую машину - по отношению массы полезной нагрузки к массе конструкции. Так начался век грузового автомобиля.

Учитывая тот факт, что 1886 год является датой рождения автомобиля, «паровая телега» изготовленная французом Кюньо в 1769 году для нужд армии не может претендовать на роль первой грузовой машины. Хотя цель ее создания как раз подразумевала перевозку грузов – артиллеристских снарядов.

В 1891 году уже известный нам фабрикант Готтлиб Даймлер и его партнер Вильгельм Мейбах в очередной раз объединили свои усилия с целью создания моторизированной тележки, на которой можно было бы перевозить грузы. Спустя пять лет после этого события, в 1896 году, Даймлер в одном из рекламных проспектов уже предлагал покупателям свой первый грузовой автомобиль. Машина представляла собой полуторатонное средство передвижения с двигателем мощностью 4 л.с.

29 июня 1843 года родился немецкий инженер и предприниматель Генрих Бюссинг, основавший в 1903 году фирму, прославившуюся своими грузовиками и автобусами. В 1977 году компания «Бюссинг» была поглощена концерном «МАН».

К сожалению данных, о количестве первых выпущенных грузовых автомобилей не сохранилось. Известно лишь, что покупателям предлагалось четыре модели различной грузоподъемности – 1500, 2500, 3750 и 5000 кг. Мощность моторов этих машин была, соответственно, 4, 6, 8 и 10 л.с. Ни одного экземпляра подобной машины до нашего времени не дошло, однако по сохранившимся в архивах «Мерседеса» изображениям и чертежам инженерам удалось построить копию первого грузовика.

Передача крутящего момента от расположенного сзади двигателя к колесам в нем осуществлялась посредством 4-ступенчатой ременной передачи. Ведущими в автомобиле были задние колеса, которые приводились в движение при помощи планетарной передачи.

Подвеска автомобиля выдает его родство с каретой. Спереди кузов покоится на листовых рессорах, а в подвеске задней оси использованы винтовые пружины. Управление автомобилем осуществлялось с помощью рулевого колеса, которое цепью было соединено с передней осью. Интересен тот факт, что первый грузовик имел уже не ручной, а ножной тормоз, который воздействовал не на колеса, а на трансмиссию.

Среди материалов, применявшихся при изготовлении автомобиля, преобладало дерево, из которого были сделаны рамы, колеса и кузов.

В том же 1896 году, Даймлер заключил соглашение с фирмой «Бритиш Мотор Синдикат», которая взяла на себя обязанности по продаже грузовых машин Даймлера в Англии. Но даже это не помогло росту их популярности. Объясняется это тем, что в конце XIX века в странах с высоко развитой промышленностью использовали в основном паровые машины и железнодорожный транспорт.

Прошло немало времени, прежде чем грузовые машины в полной мере заявили о себе. Во многом этому способствовал отчет Лейланда опубликованный в 1913 году, в котором доказывалось то, что эксплуатация гужевого транспорта по сравнению с 4-тонным грузовиком обходится в шесть раз дороже.

Ежедневно грузовые автомобили перевозят 70 килограммов товаров на каждого жителя Европы. В целом это составляет 13 миллиардов тонн грузов, которые впоследствии покупаются, продаются и перепродаются либо используются по назначению. Сегодня грузовой автомобильный транспорт является одной из жизненно важных основ экономики, с помощью которой осуществляется связь между производителями и теми, кто нуждается в их продукции. Любая из вещей, лежащих на полках многочисленных супермаркетов, когда-либо была перевезена грузовиком.

Производители грузовиков, видя возрастающий интерес к своей продукции, приступили к ее усовершенствованию. Готтлиб Даймлер одним из первых переместил силовой агрегат своих автомобилей с задней части вперед, под сиденье. Уже в 1897 году он смонтировал на автомобили 4-ступенчатую шестеренчатую коробку передач и трубчатый радиатор. А в 1907 году на его автомобиле появляется 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 16 л.с. Спустя еще семь лет машины, выпускаемые Даймлером, приобрели очертания грузовика, которые по сей день просматриваются в капотных машинах. Мощность используемых на транспортных средствах моторов также продолжала расти. Появились двигатели мощностью 35 л.с.

В 1901 году в Америке открывается первый сервисный центр, который осуществляет ремонт и аварийную транспортировку автомобилей Даймлера. В 1899 году начинают появляться первые конкуренты. Дюркопп выпускает в свет свой первый грузовик, «Аллгемейне Мотор Ваген» в этом же году начинает производство электромобиля. В 1902 году Карл Бенц поставляет в Англию 100 пикапов, способных перевозить 250 кг груза. Более того, в 1907 году он кооперируется с SAF (Южнонемецкой автомобильной фабрикой), а спустя некоторое время приобретает это предприятие. В 1910 году оно получает название «Бенц Верке Гаггенау».

Еще одним пионером в создании грузового автомобиля становится Хайнрих Бюссинг, который первым приходит к идее создания грузовика как самостоятельного продукта, а не как продолжения легкового автомобиля. В 1903 году Бюссинг выпускает свое первое грузовое транспортное средство. Она отличается применением шестеренчатой коробкой передач, рамы из П-образных профилей и первой в мире раздаточной коробки. А в 1912 году грузовики Бюссинга начинают оборудовать карданным валом.

В это же время в Швейцарии довольно успешно развивается компания «Зауэр», которая помогает окрепнуть фирме «МАН». В 1915 году «МАН» начинает производство грузовых автомобилей по лицензии «Зауэра».

Итальянский «ФИАТ» тоже не стоит на месте. Во 20-х годах XX века наблюдается небывалое развитие грузового транспорта. Этому, в некотором роде, способствовала военная операция, получившая название «Турецко-итальянский конфликт», которая обеспечила «ФИАТу» заказ на 200 грузовиков. А в годы Первой мировой войны компания увеличила производство грузовых машин с 1400 единиц в 1914 году до 17200 экземпляров в 1917 году.

Военные очень быстро оценили стратегическую ценность грузовых автомобилей. Еще в 1908 году в Германии владельцы грузовых автопоездов (автомобиль – 4 тонны, прицеп – 2 тонны) премировались 4000 марками. Для сравнения стоит упомянуть, что, например, грузовой автомобиль, выпускаемый Бюссингом в те времена, стоил 13500 марок. Благодаря подобным мерам число грузовиков в Германии увеличилось в период с 1908 по 1914 год до 9639 машин.

Первая мировая война отрицательно сказалась на развитии конструкций грузовиков. Первые попытки создания дизельных двигателей, начатые Бенцом в 1909 году и Даймлером в 1911 году, были забыты. Помешало быстрому развитию грузовиков и то, что многие производители комплектующих к автомобилям оказались по разные фронта. Это повлекло за собой серьезные проблемы с комплектацией машин.

Вторая мировая война так же не могла не сказаться на развитии грузового автотранспорта. Многие заводы и фабрики, занимавшиеся до этого времени производством грузовых машин, оказались выведенными из строя, а то и вовсе разрушенными. Однако, несмотря на все это грузовой автомобиль в послевоенные годы становится значительным экономическим фактором.

В 50-х годах грузовые перевозки приобретают значительно большее значение, нежели ранее. Более того, они уже составляют серьезную конкуренцию железнодорожному транспорту. Вдобавок к этому политики многих стран задаются целью дать грузовым автомобилям «зеленую улицу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: