double arrow

Долгосрочный (долгий) рыночный период (l)

С позиции отдельной фирмы это период времени, достаточно продолжительный для того, чтобы предприятие могло изменить количество всех занятых ресурсов, включая и основные мощности. С точки зрения отрасли, этот период также достаточен для того, чтобы изменить масштабы отрасли, то есть старые фирмы могут расформироваться и выйти из отрасли, а новые фирмы возникнуть и вступить в отрасль. следовательно, это самый продолжительный рыночный период, в течении которого возможны самые значительные изменения объема производства и поэтому в долгосрочном периоде предложение является самым эластичным по сравнению с кротчайшим и коротким периодами.

В пределах долгосрочного рыночного периода фирма может увеличивать объем производства, используя либо экстенсивный способ, либо интенсивный.

1) Экстенсивный способ увеличения объема производства основан на привлечении дополнительных ресурсов, и трудовых, и материальных. Следовательно, в это время увеличивается спрос на ресурсы со стороны фирмы или отрасли, что очевидно ведет к росту цен на ресурсы. В результате увеличиваются издержки на единицу продукции и поэтому чтобы производство оставалось рентабельным (приносило прибыль) новая цена товара должна быть несколько более высокой, чем первоначальная, что показано на рисунке увеличением цены от Pо до Pl.

2) Интенсивный способ увеличения объема производства основан на применении самоц производительной техники и технологии и высокой квалификации кадров, что повышает эффективность производства без дополнительных затрат ресурсов. Следовательно, издержки при расширении производства увеличиваются и новая цена товара будет равна первоначальной Ро.

То есть это будет фирма или отрасль с постоянными издержками производства, а предложение такой фирмы или отрасли будет совершенно эластичным, что показано на рисунке прямой S`l.

Замечание:

При анализе эластичности предложения не используется показатель суммарного дохода, то есть эластичности предложения по показателю общей выручки фирмы (в отличии от анализа эластичности спроса). Это объясняется тем, что закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения, поэтому цена товара и общая выручка фирмы всегда будут изменяться в одном направлении, тот есть, очевидно, что показатель суммарного дохода использовать не имеет смысла.



Тема 8: Рыночное равновесие: равновесная рыночная цена и равновесное количество продукта.

Рыночное равновесие на отдельном рынке зависит от взаимодействия спроса и предложения. В условиях конкуренции движение цен вызывает изменение объемов спроса и предложения, приводя их в соответствие друг другу.

Графически равновесие устанавливается в точке пересечения кривых спроса (D) и предложения (S). Причем эта точка определяет равновесную цену и равновесное количество продукта.

Равновесная цена – это цена, при которой количество предложенного и количество купленного продукта равны. То есть это цена, при которой у продавцов нет нежелательных излишков продукта, а у покупателей – дефицита продукта.

При прочих равных условиях, равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения когда количество товара, которое потребители хотят приобрести соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить. При этом на рынке отсутствует тенденция изменения цен и количества товаров.

Равновесное количество товара - это количество товара, которое реализуется по равновесной цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: