Краткосрочный (короткий) рыночный период (S)

Кратчайший рыночный период (m)

Определение: это период времени слишком короткий для того, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов. Следовательно, в пределах этого рыночного периода объем производства остаётся неизменным (фиксированным), а предложение является совершенно неэластичным.

Пример. Предположим, что кратчайший рыночный период это один сельскохозяйственный сезон. Фермер предлагает на рынке весь урожай данного сезона. Причем предлагаемая продукция является скоропортящейся и, следовательно, должна быть продана по любой рыночной цене. Потому что если бы:

1. Рыночная цена превысила ожидания производителя, он все равно не смог отреагировать на этот рост цены предложением большего количества продукта, так как для этого ему потребовался бы еще целый сельскохозяйственный сезон.

2. Если бы цена оказалась ниже ожиданий производителя и даже ниже уровня издержек, то, учитывая, что продукция является скоропортящейся, она будет реализована и по этой низкой цене, чтобы избежать полной потери урожая.

Данный рисунок показывает, что в пределах кратчайшего рыночного периода производители не способны отреагировать на рост спроса от D1 до D 2 и цены от Рo до Рm производством и предложением большего количества продукта, то есть объем производства остается неизменным в точке Qo, а более высокая цена Рm просто нормирует (ограничивает) потребление фиксированного количества продукта, но никак не ведет к росту его производства.

Однако прямая Sm не обязательно должна быть совершенно неэластичной (вертикальной). Если продукция является нескоропортящейся, то при низких текущих ценах производители могут принять решение сохранить часть продукции в запасе, чтобы реализовать ее в будущем по более высоким рыночным ценам. В этом случае прямая Sm будет иметь некоторый положительный наклон, как прямая S`m.

Тем не менее, независимо от того является ли продукция скоропортящейся или нескоропортящейся, объем ее производства в кратчайшем рыночном периоде всегда фиксированный, а прямая S`m просто показывает, что при низких текущих ценах предлагается меньшая часть, а по более высоким ценам большая часть, но от фиксированного объема производства.

Этот период времени слишком короткий для того, чтобы изменить количество основных мощностей, но достаточный для того, чтобы изменить степень интенсивности использования этих фиксированных мощностей, а также для того, чтобы изменить количество других ресурсов, то есть труда, сырья, топлива, энергии и т.д. Следовательно, в краткосрочном рыночном периоде можно увеличить объем производства за счет более или менее интенсивного использования основных мощностей, а также за счет привлечения большего количества других ресурсов. Следовательно, в пределах короткого рыночного периода предложение является более эластичным, чем в пределах кратчайшего рыночного периода.

Например, если под предприятием понимать предприятие фермера, то его основные мощности, земля и сельскохозяйственная техника, остаются неизменными, но он может увеличить объем производства, наняв большее количество рабочей силы и тем самым более интенсивно использовать технику и обрабатывать землю.

Данный рисунок показывает, что в коротком рыночном периоде производители способны отреагировать на увеличение спроса от D 1 до D 2 и цены от Рo до Рs увеличением производства от Qo до Qs. Следовательно, это более эластичное предложение, чем в примере с кротчайшим рыночным периодом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: