Ожидания производителей.
Цены на другие товары.
Налоги с предприятий.
Технология производства.
Новые и усовершенствованные технологии стимулируют производство дополнительного количества товаров, следовательно, предложение увеличивается. Объясняется это тем, что применение лучшей технологии позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами (ресурсов), следовательно, издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к росту прибыли и предложения товара.
Все налоги, которые уплачивают предприятия, они рассматривают как издержки, снижающие их прибыль. Поэтому повышение налогов (например налога на прибыль) ведет к росту затрат на единицу продукции и тем самым к уменьшению прибыли после вычета налогов и, следовательно, объем выпуска и предложения товара уменьшается.
Уменьшение налогов с предприятий приводит к противоположному результату.
Таким образом, увеличение налогов смещает кривую влево, а их уменьшение приводит к смещению вправо.
|
|
Анализируя этот неценовой фактор, необходимо также опираться на функцию цены «мотивация для производства» и понятие редкости ресурсов.
Это значит, что если на данном предприятие изготавливает два товара А и В и рыночная цена товара А увеличилась (цена товара В предполагается неизменной), то очевидно, что предприятие может увеличить производство и предложение товара А (более высокая цена данного товара является мотивацией для роста его производства). Но одновременно уменьшится производство и предложение товара B, так как из-за редкости ресурсов произошло перераспределение ресурсов из производства товара B в производство товара А.
Ожидания производителей относительно будущих цен также могут изменить текущее предложение на рынке.
Если производители товаров и услуг ожидают в ближайшем будущем снижения рыночных цен, то это приведет к увеличению предложения товара по каждой цене, и смещению кривой вправо, если производители примут решение продать больше товара до понижения цен
Ожидание увеличения рыночных цен, приведет к уменьшению текущего предложения товара по каждой цене, и смещению кривой влево, если производители примут решение извлечь выгоду из предстоящего повышения цен и примут решение уменьшить количество предлагаемого товара.
Число продавцов и, следовательно, рыночное предложение товара зависят не только от цен на товар, но также от изменений других неценовых факторов предложения.
Число продавцов и предложение товара А увеличиваются и кривая сместиться вправо, если в результате уменьшения цен на ресурсы, уменьшения налогов и применения эффективной технологии сократятся издержки производителя на единицу продукции; если увеличится рыночная цена товара А при неизменной цене товара B; если ожидается уменьшение цен на данный товар.
|
|
Число продавцов и, следовательно, предложение товара А уменьшится и кривая сместится влево, если увеличатся издержки на единицу продукции в результате роста цен на ресурсы, увеличения налогов, применения неэффективной технологии; если рыночная цена товара А останется неизменной, а на товар B вырастет, а так же, если ожидается рост цен на товар А.
Тема 7: Эластичность предложения.
Если производители товаров и услуг чувствительны к изменению спроса и цены, то есть могут отреагировать на эти изменения изменением объема производства, то предложение эластично и наоборот.
Эластичность предложения измеряют при помощи коэффициента Еs, который вычисляется по той же формуле, что и коэффициент Еd, но в случае с предложением необходимо заменить «спрашиваемую» продукцию, на «предлагаемую» продукцию. Показатели процентных изменений предложения и цены рассчитываются так же, как и для спроса.
Основным фактором, определяющим степень эластичности предложения, является время, которое необходимо производителю, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов для изменения объема производства в ответ на изменение спроса и цены.
Изменение количества ресурсов требует времени, а некоторых ресурсов – значительного времени. Поэтому следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель для изменения количества всех используемых ресурсов, тем больше изменится обхем производства и выше будет эластичности предложения.
В связи с этим при анализе эластичности предложения рассматривают три временных рыночных периода:
1. Кратчайший рыночный период.
2.Краткосрочный (короткий) рыночный период.
3.Долгосрочный (долгий) рыночный период.