Число покупателей на рынке

Ожидание потребителей, связанные с будущими ценами и доходами.

Ожидание потребителей относительно будущих цен, доходов и наличия товаров также могут изменить текущий спрос на рынке.

Ожидание роста цен в ближайшем будущем на данный товар приведут к росту спроса на него по каждой цене и смещению кривой влево, если потребители примут решение купить данный товар заранее, до повышения цен.

Спрос увеличится и кривая сместиться вправо и в том случае, если ожидая увеличение дохода в ближайшее время, потребители примут решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своего текущего дохода.

Ожидание понижения цен в скором времени на данный товар приведут к уменьшению спроса на него по каждой возможной цене, если потребители примут решение извлечь выгоду из предстоящего снижения цен и купить товар позже.

Спрос уменьшится и кривая сместиться влево и в том случае, если ожидая уменьшение дохода, потребители станут сберегать большую (тратить меньшую) часть своего текущего дохода.

Число покупателей на рынке, а, следовательно, и спрос может измениться в результате, как изменения цены товара, так и изменения других неценовых факторов спроса.

Число покупателей и, следовательно, спрос на товар A увеличатся и кривая сместиться вправо, если относительно товара A произойдут благоприятные перемены в предпочтении потребителей (модный товар) или это принципиально новый товар, как результат технического прогресса; если увеличится доход потребителей, а товар A это нормальный товар, или уменьшатся доходы потребителей, а товар A это товар низшей категории; если увеличится цена на родственный ему товар B или уменьшится цена на дополняющий его товар C; если ожидается повышение цен на товар A; если ожидается рост доходов потребителей.

Число покупателей и, следовательно, спрос на товар A уменьшится и кривая сместиться влево, если относительно товара A произойдут неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей (товар вышел из моды) или это старый товар, технологически; если уменьшится доход потребителей, а товар A это нормальный товар, или увеличатся доходы потребителей, а товар A это товар низшей категории; если уменьшится цена на родственный ему товар B или увеличится цена на дополняющий его товар C; если ожидается понижение цен на товар A; если ожидается уменьшение доходов потребителей.


Тема 5: Ценовая эластичность спроса.

Согласно закону спроса потребители при снижении цен увеличивают спрос, а при повышении цен спрос уменьшается. Причем реакция потребителей на изменение цен может варьироваться как в пределах разных продуктов, так и в пределах одной и той же продукции.

Чуткость или чувствительность потребителей к изменению цен измеряют при помощи концепции ценовой эластичности спроса, которая заключается в следующих определениях:

1. Если изменение цены приводит к большему изменению спроса, то такой спрос является эластичным или относительно эластичным.

Уточнение: К товарам эластичного спроса относят товары и услуги, которые реализуются по относительно высоким рыночным ценам и имеют большое количество близких заменителей, то есть это дорогие товары длительного пользования, дорогие услуги, одежда, продукты питания и т.д. Отсюда следует, что чем меньше необходим товар покупателю (наличие большого количества заменителей предоставляет потребителю широкий выбор) тем выше эластичность спроса на товар.

Таким образом, согласно первому принципу, лежащему в основе закона спроса, при изменении цены на товары и услуги эластичного спроса изменяется количество покупателей этих товаров. А это приводит к большему изменению спроса относительно изменения цены.

2. Если изменение цены приводит к меньшему изменению спроса, то такой спрос является неэластичным или относительно неэластичным.

Уточнение: К товарам неэластичного спроса относят товары и услуги, которые реализуются по относительно невысоким ценам и не имеют близких заменителей. Примером таких товаров и услуг может служить рыночная потребительская корзина. Следовательно, чем больше необходим товар покупателю (отсутствие заменителей лишает потребителя выбора) тем ниже эластичность спроса на такой товар.

Таким образом, согласно первому принципу, лежащему в основе закона спроса, при изменении цен на товары неэластичного спроса изменяется количество покупок этих товаров и услуг, а это приводит к меньшему изменению спроса относительно изменения цены.

Замечание:

Необходимо отметить, что единственное различие между товарами эластичного и неэластичного спроса состоит в величине изменения спроса.

Это значит, что и тот и другой спрос подчиняются действию закона спроса. При снижении цен и эластичный и неэластичный спрос увеличиваются, а при увеличении уменьшаются. Но, эластичный спрос, за счет изменения количества покупателей, увеличивается и уменьшается на величину большую, а неэластичный, только за счет изменения покупок, на величину меньшую.

Ценовую эластичность спроса измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по формуле:

Если же показатели процентного изменения данных спроса и цены неизвестны, то данную формулу можно представить в следующем виде:

Интерпретация формулы:

1.Если данное процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению спроса, то такой спрос является эластичным.

Например, если уменьшается цена на 2 %, вызывает рост спроса на 4%, то коэффициент эластичности Еd = 2. Очевидно, что во всех подобных случаях, когда Ed >1 спрос эластичен.

2.Если данное процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, то такой спрос является неэластичным.

Например, если уменьшение цены на 3% вызывает рост спроса на 1 %, то Ed = 1/3, то есть во всех подобных случаях, когда Ed <1, спрос неэластичен.

3.Между эластичным и неэластичным спросом возможна пограничная ситуация. Это значит, что цена и спрос изменяются на одну и ту же величину.

Например уменьшение цены на 5% ведет к росту спроса также на 5%, в этом случае Ed=1.Этот специфический случай называется единичной эластичностью.



Тема 6: Теория предложения.

Определение: предложение показывает, какое количество товаров и услуг желают и способны произвести и предложить на рынке производители по каждой возможной цене.

Из этого определения вытекает понятие «цена предложения».

Цена предложения – это максимальное количество продукта, которое готовы предложить на рынке производители в соответствии с рыночной ценой и издержками на его производство.

Это значит, что чем ниже рыночная цена товара, тем меньше его предложение, поскольку у многих производителей данного товара уровень издержек может оказаться значительно выше, чем общая выручка от продажи. Но по мере того, как рыночная цена товара будет расти, его предложение будет увеличиваться, а следовательно будет усиливаться конкуренция среди продавцов. Кроме того под ценой предложения также понимают минимальную рыночную цену товара, ниже которой его производство и предложение становится убыточным.

Шкала предложения и кривая предложения S показывают, что предложение товара было больше при высоких, а не низких ценах (действует функция цены «мотивация для производства»).

Таким образом, закон предложения выражает прямую или положительную зависимость между ценой за единицу товара и величиной предложения.

Кривая предложения S является восходящей, поскольку демонстрирует действие закона предложения. То есть показывает, что по мере роста рыночных цен предложение увеличивается и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: