Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В советскую эпоху функции отечественной философии были узурпированы позитивистски односторонней и идеологически мифологизированной философией диалектического и исторического материализма. Тем не менее, этот учебный курс был двухсеместровым и читался в 3–4-м семестрах, опираясь на результаты общеобразовательных дисциплин предыдущих семестров. В настоящее время курс философии нередко односеместровый и урезанный до предела по аудиторным часам. Вместе с тем, он нацелен на приобщение студентов к полнокровному феномену мировой философии и к её истории. Поэтому в постсоветскую эпоху методическая проблематичность учебного курса «Философия» в отечественной высшей школе многократно усугубилась.

В таких условиях учебный курс философии должен быть, в первую очередь, избавлен от пережитков и рецидивов марксистско-ленинской философской и идеологической мифологии, которые до сих пор заявляют о себе в ряде отечественных учебников и авторских программ. Таково, прежде всего, архаичное понимание философии как некоей супернауки, знающей наиболее основополагающие законы бытия. Такого же качестве тема диалектики как мифической общей теории поступательного развития всего сущего. Такого же качества проблема взаимоотношений материального и идеального – основная проблема эволюционной теории познания, которую марксистско-ленинская философия позитивистски представляла основным вопросом всей философии. Подобные версии были обстоятельно раскритикованы не то что немарксистскими и антимарксистскими оппонентами, но и в само́й профессиональной марксистско-ленинской философии периода 60-80-х гг. ХХ в. Поэтому до предела урезанный учебный курс философии вообще не должен их касаться.

Но и после отсечения этих былых философских заблуждений велика опасность подмены в учебном курсе предмета философии эклектичной смесью обрывочных знаний из эволюционной гносеологии, современного естествознания, психологии и педагогики, политологии, этики, правоведения, экономики, религиоведения. Именно это и имеет место не только в ряде авторских программ, но и в ныне действующем образовательном стандарте. Вместе с тем, все эти знания теперь обстоятельно популяризируются в соответствующих общемировоззренческих и общегуманитарных дисциплинах, изучение которых в советской высшей школе не культивировалось. Таким образом, тот же ныне действующий образовательный стандарт фактически (хотя и противоречиво) разгружает учебный курс философии от соответствующих тем и позволяет сконцентрироваться на специфике собственно философии как сверхсложного и крайне своеобразного феномена интеллектуальной и духовной культуры человечества.

Именно это и призван делать по-настоящему современный аудиторный курс лекций, который в любом случае не должен дублировать учебники и, тем более, подменять их. Учитывая, что образовательный стандарт своими вновь введёнными учебными дисциплинами фактически разгружает учебный курс философии от чужеродных тем, достижение этой главной цели становится возможным, несмотря на его предельную урезанность по отводимым аудиторным часам.

Колоссальная сложность, многогранность, многоукладность и историческая изменчивость феномена мировой философии исключает знакомство с ним по типу изучения экономической теории, теории государства и права и других специальных дисциплин с чётко определёнными предметами. Такой абсолютно нереальной цели не должны перед собой ставить ни преподаватели, ни студенты. Философия (как и культурология) – не тот предмет, который можно выучить. Подобное выше всяких интеллектуальных возможностей человека, да и просто не имеет смысла. Это так постольку, поскольку философия была и остаётся особо обременённой заблуждениями, поэтому абсолютное большинство философских учений прошлого выброшено на свалку истории интеллектуального и духовного роста человечества. Даже о мировой философии современной эпохи профессиональные философы имеют лишь общие представления, которые к тому же остро конфликтуют между собой.

Философия – это перманентный поиск ответов на наиболее кардинальные вопросы, которые перед человечеством и перед народами ставят исторические эпохи. Именно в этом реальном качестве её и следует смолоду понимать новым поколениям российской интеллигенции. Что же касается находок на этом творческом пути философии, то они обычно перемещаются из области философии в область науки (или богословия) и в этом качестве подлежат основательному освоению в соответствующих учебных курсах. Философия же, в основном, выдаёт интеллектуальные (или духовные) полуфабрикаты. Они не годятся на роль идейных основ преобразований природы и общества, но без них такие идейные основы не могут быть выработаны.

Чтение по-настоящему современного учебного курса философии должно не начинать, а увенчивать цикл общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. Оно целесообразно на 4-м или 5-м семестрах обучения. При этом достигается его оптимальная концептуально-методическая увязанность со знаниями, которые студенты получают из учебных курсов логики, концепций современного естествознания, психологии и педагогики, религиоведения и культурологии.

Учебный курс философии для студентов заочного отделения завершается защитой реферата на тему по выбору и экзаменом.


2.2. Объем и содержание дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: