Рабочая программа. Учебный курс философии призван дать студентам не более чем адекватное исходное представление о мировой философии в качестве исключительно сложной

Учебный курс философии призван дать студентам не более чем адекватное исходное представление о мировой философии в качестве исключительно сложной, своеобразной и исторически изменчивой отрасли духовной и интеллектуальной культуры.

В первую очередь, он должен служить искоренению пережитков и профилактике рецидивов позитивистских и идеологически мифологизированных версий философии, которые культивировались в отечественной высшей школе советской эпохи. Опора учебного курса философии на результаты учебного курса логики позволяет исходно и наиболее эффективно решить эту методическую задачу.

Второй основной целью данного учебного курса является эффективное ознакомление студентов с современными критериями уместности философских методов исследования и, в первую очередь, с теми областями познания, в которых наука не вытеснила философию и не может с ней конкурировать. В этой связи также важнейшую роль играют результаты учебного курса логики. Они позволяют исходно понять сущность рационалистических «безудержных теоретизирований» спекулятивного толка.

Такие теоретизирования имели историческое оправдание в донаучные эпохи, но не имеют его на нынешнем этапе взаимодействия экспериментально-теоретической науки и философии, а также развития научного самосознания науки. Тем не менее, они остаются весьма соблазнительными, плодя в среде современной интеллигенции умозрительную философскую партизанщину во множестве вопросов, требующих либо основательного научного, либо основательного духовного подходов. Несмотря на крайнюю сжатость и многотемье, современный курс философии при опоре на результаты курса логики должен и может увести мышление студентов от этих интеллектуальных соблазнов и привить им элементарные навыки современной культуры философского мышления.

В результате изучения дисциплины «Философия» студент Д О Л Ж Е Н:

Знать:

- основные отличительные особенности философии как области познания;

- основные отличительные особенности философии как отрасли духовной и интеллектуальной культуры;

- основные исторические этапы развития европейской философии от античности до настоящего времени;

- главные направления разработки философских проблем в современной западно-европейской культуре и в азиатском культурном регионе;

- главные направления разработки философских проблем в отечественной философии досоветского, советского и постсоветского периодов.

Уметь:

- ориентироваться в многообразии философских учений;

- распознавать спекулятивные «безудержные теоретизирования», не поддаваться на этот интеллектуальный соблазн, на который традиционно и особенно склонна поддаваться российская интеллигенция;

- распознавать вечные и исторически преходящие философские проблемы;

- распознавать актуальные и надуманные философские проблемы.

Иметь опыт:

- корректных философских дискуссий в пределах тем семинарских занятий;

- реферирования философской литературы в пределах реферата, предусмотренного учебной программой.

Владеть:

- критериями различения философских концепций по степени их актуальности и добротности.

Иметь представление:

- о реальной многоплановой сложности феномена мировой философии;

- об исторической изменчивости предметной ориентации и методов философии в период её более чем 2500-летней истории;

- об историческом взаимодействии философии с религией и с экспериментально-теоретической наукой Нового времени, а также об основных результатах этого взаимодействия в плане зрелого самосознания науки и философии;

- о национально-культурном характере философии в отличие от космополитизма науки;

- об исторически преходящих и вечных философских проблемах;

- об основных отличиях европейских философских традиций от философских традиций Востока;

- о национальном своеобразии отечественной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: