Б. Вопросы для подготовки к экзамену

(очная форма обучения)

Любой из экзаменационных вопросов может быть выбран в качестве темы реферата. Если этот вопрос повторяется в выбранном экзаменационном билете, то ответ на экзамене готовится только по оставшемуся вопросу

1. Основные особенности философской мыследеятельности.

2. Исторически преходящие и вечные философские проблемы.

3. Исторические взаимоотношения философии и религии.

4. Этнический и национальный характер философии.

5. Возникновение логики Аристотеля и начало самопознания философии.

6. Основные этапы мировой истории философии.

7. Историческая изменчивость предметов философии.

8. Взаимоотношения самосознания науки и самосознания философии в Новое время.

9. Широта философского мышления и её духовно-исторические причины.

10. Многоукладность мировой философии.

11. Основные особенности античной натурфилософии.

12. Святоотеческое богословие и средневековая схоластика.

13. Методологическая программа английского материализма XVI–XVII веков. Накопление познавательного опыта наукой Нового времени и самопознание философии.

14. «Распочкование» натурфилософии на частные науки о природе и его последствия для европейской рационалистической философии.

15. «Наукоучение» немецкого классического идеализма.

16. Марксистская версия научной философии.

17. Реальная научная философия как мировоззренческий арьергард науки.

18. Синкретизм спекулятивной философии истории. Роль экономической науки XVIII–XIX вв. в формировании научного эволюционизма.

19. Обществоведение, философия, политика и борьба идеологий.

20. Эволюционизм марксистского обществоведения. Триединство марксистского учения и его научная неоднозначность.

21. Марксизм и материалистическое понимание истории. Вклад марксистско-ленинской философии в эволюционную теорию познания.

22. Историческая наука и историософия.

23. Особенности русского философского рационализма XIX–ХХ вв.

24. Русификация и советизация классического марксизма. Постсоветское возрождение полнокровной отечественной философии.

25. Почему современная философия должна сознательно отказаться от построения логически связных теорий мироздания?

26. Почему философская мыследеятельность способна лишь на постановку научных проблем?

27. Какие опасности таит для современного человека самодеятельное философствование?

28. В чём современная философия должна и в чём не должна подражать науке?

29. Проблема первичности и вторичности экономических и культурных факторов общественной жизни.

30. Формационная модель общественного развития.

31. Цивилизационная модель общественного развития.

32. Общества западного и восточного культурного типов.

33. Специфика российской культуры и цивилизации.

34. Общественные науки и феномен человеческой личности.

35. Рациональные и иррациональные компоненты человеческой мыследеятельности. Интуиция, её основные типы и их связь с уровнями человеческого подсознания.

36. Основные особенности научно-познавательной деятельности новоевропейского исторического типа. Индустриализация познания в науке Нового времени.

37. Взаимосвязь прогресса науки и технического прогресса. Роль экономических и военно-политических факторов в развитии науки.

38. Регламентация свободы творчества в науке общественно-необходимыми факторами.

39. Рост научных знаний и его методологические регулятивы.

40. Моральные аспекты фундаментального и прикладного познания. Профессиональная этика деятеля науки.

41. «Технократизм» мышления учёных и глобальные угрозы человечеству.

42. Проблема смысла человеческой жизни в мировых религиях.

43. Возникновение атеистического экзистенциализма в Западной Европе ХХ в.

44. Христианский экзистенциализм ХХ в. – персонализм Н. А. Бердяева.

45. Соотношение нравственности и права по В. С. Соловьёву. Конфликты нравственности и права. Христианский подход к ним.

46. Субъективно-целевая деятельность личности и её общественно-необходи-мые факторы и детерминанты. Понимание человеческой свободы как осознанной и практически освоенной необходимости.

47. Христианское понимание свободы человеческой личности.

48. Проблема самореализации личности в истории.

49. Искусство как сфера человеческой культуры и человеческого познания. Дизайн как направление культуры ХХ в. Эстетические начала научного познания и научных знаний.

50. Глобальные проблемы человечества: их многообразие и взаимосвязь.

51. Светские и религиозные концепции выхода человечества из глобального кризиса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: