Отрочество Богоматери

Экстаз св.Терезы

Кающаяся Мария Магдалина

Здесь есть едва ли не всё для спиритуализма Барокко. Причём передано это в плоскости сильнейшего конфликта плоти и духа. От Ренессанса – чувственная притягательность молодого, полнокровного женского тела, и как бы наперекор ему мятущаяся душа страстно рвётся к небесам. Примечательны символические атрибуты, введённые в картину: в её нижнем правом углу книга (символ духовного знания) и череп (олицетворение бренности земной жизни). Характерно, что порыв к святости выражен здесь через состояние экстаза, а это стало почти обязательным спутником духовных устремлений эпохи Барокко.

Такое состояние передано в скульптурной сцене «Экстаз св.Терезы» ([Тэрэза] 1645–1652), созданной соотечественником Тициана, самым значительным архитектором и скульптором стиля барокко Лоренцо Берн ни ([Лорэнцо] 1598–1680).

Лоренцо Бернини

Эта скульптурная группа установлена в римском соборе св.Петра, для создания которого Бернини много сделал и в качестве архитектора. Сюжет состоит в том, что ангел вонзает в сердце святой золотую стрелу. Этот знак приобщения к божественному началу вызывает у Терезы одновременно мучительный и сладостный экстаз: бессильно повисла рука, запрокинулась голова, с уст срывается крик желанной муки, а складки её монашеского одеяния извиваются в судорожном трепете.

Свою высшую цель спиритуализм видел в том, чтобы вырваться из тенёт земной оболочки, прикоснуться к небесному чуду. Непосредственным его выражением стал поворот к глубокой религиозности. Особенно ощутимо это было в Испании, которая являлась едва ли не главным оплотом католицизма. Вот почему именно в испанской живописи находим особенно много соответствующих изображений. Одно из них, очень характерное – «Отрочество Богоматери» (около 1660), принадлежащее кисти Франсско Сурбарна (1598–1664).

Франсиско Сурбаран

В трогательном образе ребенка высвечена особая, целомудренная чистота и через неё – искренность и истинность религиозного чувства: поза и жест подчёркивают кротость, набожность, ангельский лик девочки. Всем этим своеобразно и впечатляюще раскрывается сакральное – очищенное от бытового, суетного, обращённое в «горние выси» (старинное слово горний используется для обозначения сугубо духовного понятия: находящийся в вышине, нисходящий с небес).

* * *

Подобно тому, что было во времена Средневековья, в искусстве вновь выдвигается фигура божьего человека, отшельника, аскета, ведущего затворнический образ жизни, отрешившегося от мирских соблазнов. Испанский художник Хуспе де Риб ра ([Хусэпэ дэ Рибэра] 1591–1652) очерчивает типичный контур такой фигуры в картине «Св.Онуфрий» (1637).

Хусепе де Рибера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: