Сдача Бреды
Естественным было ожидать, что, в отличие от сдержанной манеры реалистического письма (скажем, у того же Веласкеса), стиль барокко и в этом смысловом поле тяготел к исключительному темпераменту с гиперболическим заострением и фантастическим антуражем. Именно такой ракурс находим в картине Лки Джорд но (1632–1705) «Битва лапифов с кентаврами».
Мифологический сюжет (кентавры пытаются похитить женщин у племени лапифов) превращён в живописнейшую «огнедышащую» фантазию: яростная схватка, сплетающиеся клубки тел, широкое включение фантастического начала (полулюди-полукони, боги на небесах, помогающие битве земных существ, диковинные летающие ящеры) – всё в этом многонаселённом полотне наполнено неистовой динамикой и мастерски объединено единым порывом бурного движения.
Лука Джордано
Неменьший темперамент художники Барокко обнаруживали и при воссоздании реалистических картин жизни. Начиналось это с жанризма Питера Брейгеля (между 1525 и 1530–1569), который «по наследству» перешёл к его сыну, Питеру Брейгелю Младшему (1564–1638). Одна из его показательных работ – «Ярмарка с театральным представлением».
|
|
В этом гигантском по числу фигур и скрупулёзно прописанном полотне живописуется красочное многолюдие с характерным для его отца акцентом, давшим повод для уже упоминавшегося прозвания (Питер Брейгель Мужицкий). Многолюдие реализовано в данном случае через множество составляющих сценок и сюжетов – на широкой городской площади каждая группа персонажей живёт собственной жизнью, так что в целом картина как бы соткана из целого ряда автономных картинок и зарисовок.
Питер Брейгель Младший
Ярмарка с театральным представлением – целое и деталь
Параллельно вошедшему в искусство Барокко воспроизведению жизни большой людской массы для миропонимания художников этой эпохи становится характерным и обострённое чувство большого пространства, подчас безмерного, в чём-то едва ли не космического. И здесь в числе первых опять-таки должно быть названо имя Брейгеля. Отчётливое представление о подобных устремлениях даёт его знаменитая картина «Возвращение охотников» (1565), где посредством сопряжения нескончаемой череды близких и дальних планов осуществляется развёртывание исключительно глубокой перспективы.
Питер Брейгель
Возвращение охотников – целое и деталь
Естественно, что два отмеченные мотива (многолюдие и большое пространство) нередко вступали во взаимодействие между собой. И выходило, что в руках мастеров даже чисто жанровая живопись оказывалась способной на концептуальные восхождения.
|
|
Такое находим, например, в полотне голландского художника
Хндрика веркампа (1585–1634) «Катанье на коньках». Внешне перед нами бесхитростная картина на темы досуга горожан в зимнее время. Но поражает изобилие ракурсов, поз, положений бессчётной толпы, разбросанной до самой линии горизонта, благодаря чему за сюжетом о незатейливых развлечениях бюргеров и за «массовкой», чрезвычайно насыщенной фигурами, проступает внутренняя идея людского муравейника, картина нескончаемой человеческой суеты. И это «кишмя кишит» предстаёт перед зрителем как на ладони – вот для чего происходящее вынесено на огромную ледовую поверхность.
Хендрик Аверкамп