XIII. Заключение
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство:
рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным
процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил
свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные
особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского
искусства и для всей европейской культуры:
1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов...
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство
этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо,
“неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская
школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)
|
|
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота
жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии
уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства
барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и
разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия
искусства.
Культурные и исторические предпосылки эпохи Барокко:
· Западная Европа вступила в новую фазу развития и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений.
· централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.
· XVII век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: развитие всех европейских стран от феодализма к капитализму, в Голландии уже сложились буржуазные отношения; в Англии — буржуазная революция; во Франции — расцвет абсолютизма; в Италии — контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет Тридцатилетняя война (1618-1648гг.); Испания является одной из самых отсталых окраин.
· Ведущие соц. слои населения - буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.
· ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков)
· борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм — буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль,
|
|
· борьба религиозного и светского начал.
· развивитие наук: (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).
· XVII в — время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма.
· Обостряется ощущение трагических противоречий.
· Скепсис и дуализм —основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” — осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой.
· “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.